Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.10.1999 N А05-3051/99-102/13 Поскольку возложение обязанности по предоставлению военным комиссариатам служебных помещений не является передачей государственных функций в сфере обороны, суд правомерно исходил из того, что на органе местного самоуправления лежит обязанность по обеспечению военного комиссариата служебным помещением.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 1999 года Дело N А05-3051/99-102/13

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Власовой М.Г. и Сергеевой И.В., при участии от прокуратуры Дашковской С.А., от Архангельского городского Совета депутатов - Кольцовой Е.Г. (дов. от 08.04.99 N 183/01-10/01), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельского городского Совета депутатов на решение от 22.06.99 (судьи Сметанин К.А., Тряпицына Е.В., Ивашевская Л.И.) и постановление апелляционной инстанции от 17.08.99 (судьи Чалбышева И.В., Лепеха А.П., Калашникова В.А.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-3051/99-102/13,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Архангельской области в защиту государственных интересов и в интересах Военного комиссариата Архангельской области обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском о признании недействительным решения Архангельского городского Совета депутатов от 25.02.99 N 21, которым Военному комиссариату Архангельской области отказано в предоставлении в безвозмездное пользование здания областного сборного пункта, расположенного по адресу: г. Архангельск, улица Шубина, 17.

Решением от 22.06.99, оставленным без изменений постановлением апелляционной инстанции от 17.08.99, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Архангельский городской Совет депутатов просит решение и постановление суда отменить и в иске отказать. При этом ответчик ссылается на неприменение судом части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, пункта 4 статьи 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, части 3 статьи 4 Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“; неправильное применение Федерального закона “Об обороне“, Постановления Верховного Совета Российской Федерации “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ от 27.12.91 N 3020-1 (далее - Постановление ВС РФ N 3020-1) и применение не подлежащего применению в силу его противоречия закону постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.94 N 979.

В судебном заседании представитель Архангельского городского Совета депутатов поддержал кассационную жалобу, а участвующий в деле прокурор против ее доводов возражал.

Представитель Военного комиссариата Архангельской области в судебное заседание не явился.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Решением от 25.02.99 N 21 Архангельский городской Совет депутатов отказал Архангельскому областному комиссариату в предоставлении в безвозмездное пользование помещения, расположенного по адресу: г. Архангельск, улица Шубина, 17. Как следует из материалов дела, в том числе и из кассационной жалобы, при вынесении оспариваемого решения ответчик исходил из того, что на органы местного самоуправления не могут быть возложены государственные полномочия в сфере обороны без одновременной передачи необходимых материальных и финансовых средств. Кроме того, ответчик сослался на то, что в соответствии с приложением N 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1 истребуемое истцом нежилое помещение является федеральной собственностью и потому у него нет правомочий по распоряжению.

Оценив возражения ответчика, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Архангельского городского Совета депутатов противоречит закону и нарушает права и охраняемые законом интересы Военного комиссариата Архангельской области.

При этом суд правильно применил подпункт 7 пункта 1 Федерального закона “Об обороне“, в соответствии с которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают потребности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам в порядке, установленном законодательством в области обороны. Согласно статье 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.94 N 979, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению военных комиссариатов служебными зданиями, отвечающими установленным санитарным и техническим требованиям, подсобными и хозяйственными помещениями и необходимым имуществом и инвентарем, специально оборудованными призывными и сборными пунктами и т.д. То обстоятельство, что вышеперечисленные обязанности предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации, а не законом, в то время как в соответствии со статьей 3 Федерального закона “Об обороне“ постановления Правительства не отнесены к законодательству Российской Федерации в сфере обороны, правового значения не имеет. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.93 N 979 не отменено и Федеральному закону “Об обороне“ не противоречит, как не противоречит и пункту 4 статьи 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, поскольку при разрешении данного спора указанная норма не подлежит применению.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления“ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Возложение обязанности по предоставлению военным комиссариатам служебных помещений не является передачей государственных функций в сфере обороны.

При таком положении суд правомерно исходил из того, что на ответчике лежит обязанность по обеспечению Архангельского областного военного комиссариата служебным помещением.



Что касается ссылки Архангельского городского Совета депутатов на то, что спорное нежилое помещение является федеральной собственностью, то она не подтверждена материалами дела. Спорное нежилое помещение включено в реестр муниципальной собственности и по договору от 01.11.95 было передано Архангельскому областному военному комиссариату в безвозмездное пользование как имущество, т.е. оно не является имуществом вооруженных сил, которое в силу приложения N 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1 относится к объектам федеральной собственности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.06.99 и постановление апелляционной инстанции от 17.08.99 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-3051/99-102/13 оставить без изменений, а кассационную жалобу Архангельского городского Совета депутатов - без удовлетворения.

Председательствующий

ШПАЧЕВА Т.В.

Судьи

ВЛАСОВА М.Г.

СЕРГЕЕВА И.В.