Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.09.1999 N А13-1545/99-14 Поскольку ранее действовавшее налоговое законодательство предусматривало более мягкую ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в установленный срок, суд правомерно удовлетворил требования налоговой инспекции с учетом размера ответственности, установленного ранее действовавшим законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 1999 года Дело N А13-1545/99-14

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Никитушкиной Л.Л., Петренко А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Вологодский подшипниковый завод“ на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.06.99 по делу N А13-1545/99-14 (судья Виноградова Т.В.),

УСТАНОВИЛ:

Государственная налоговая инспекция по городу Вологде (далее - ГНИ по г.Вологде) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском о взыскании с закрытого акционерного общества “Вологодский подшипниковый завод“ (далее - Завод) финансовых санкций в сумме 495560 рублей 40 копеек за несвоевременное представление налоговых расчетов.

Решением суда от 11.06.99 иск
удовлетворен частично. С ответчика взыскан штраф в сумме 1825 рублей 20 копеек за несвоевременное представление расчетов по налогу с владельцев автотранспортных средств и по налогу на приобретение автотранспортных средств. В удовлетворении остальной части иска отказано на том основании, что просрочка представления налоговых расчетов составила менее одного месяца, поэтому ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 119 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть применена.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований, полагая, что судом при рассмотрении дела неправильно применены нормы материального и процессуального права. По мнению Завода, налоговым законодательством не установлены сроки представления расчетов по налогам с владельцев автотранспортных средств и на приобретение автотранспортных средств. Ответчик считает, что установленные Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 сроки представления расчетов не могут быть приняты во внимание, поскольку после введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации обязательны к применению только налоговыми органами и не входят в систему налогового законодательства.

Государственная налоговая инспекция по городу Вологде и закрытое акционерное общество “Вологодский подшипниковый завод“ о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены, представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность принятого судом первой инстанции решения, кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (далее - Закон РФ “Об основах налоговой системы в РФ“) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в
эти фонды, относятся к федеральным налогам.

Статьей 25 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ Государственной налоговой службе Российской Федерации было предоставлено право издавать по согласованию с Министерством финансов России инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах и сборах. Поэтому Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“ (далее - Инструкция ГНС РФ от 15.05.95 N 30) является нормативным актом, изданным налоговым органом в пределах его компетенции, и в силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ подлежит применению до внесения изменений в законодательные акты по налогам, поступающим в дорожные фонды.

Согласно пункту 38 Инструкции ГНС РФ от 15.05.95 N 30 (в редакции, действовавшей до 27.03.97) юридические лица - плательщики налога с владельцев транспортных средств - представляют налоговой инспекции расчет по налогу в сроки, установленные для представления квартального (годового) бухгалтерского баланса.

Из расчета по налогу с владельцев автотранспортных средств за 1997 год, представленного налогоплательщиком в ГНИ по г.Вологде, видно, что срок уплаты налога - 29.01.97, следовательно, расчет должен быть представлен в срок, установленный для представления баланса за 1-й квартал 1997 года, - 30.04.97. Завод подал расчет по налогу с владельцев транспортных средств за 1997 год 30.07.97, то есть задержал его представление на 3 месяца.

В соответствии с пунктами 55 и 56 Инструкции ГНС РФ от 15.05.95 N 30 плательщики уплачивают налог по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства в течение 5 дней со дня его приобретения. Налоговый расчет
представляют налоговым органам в срок, установленный для представления квартального (годового) бухгалтерского баланса. Из материалов дела видно, что истец приобрел автотранспортное средство 18.01.96, следовательно, налог на приобретение автотранспортных средств подлежал уплате в январе 1996 года, а расчет по налогу - направлению в налоговую инспекцию в срок до 30.04.96, представлен же только 10.02.97, то есть с просрочкой в 9 месяцев.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более двадцати пяти процентов от указанной суммы. Ранее действовавшее законодательство - подпункт “б“ пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ - предусматривало за это нарушение более мягкую ответственность - штраф в размере 10% от суммы налога, подлежащей уплате.

Принимая во внимание, что налоговое правонарушение допущено истцом до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации и что согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, обратной силы не имеют, суд правомерно удовлетворил иск налоговой инспекции о взыскании с Завода штрафа за несвоевременное представление расчетов по налогам с владельцев автотранспортных средств и на приобретение автотранспортных средств с учетом размера ответственности, установленного ранее действовавшим законодательством.

Поскольку по остальным налогам (налогу на добавленную стоимость, налогу на пользователей автомобильных дорог, транспортному налогу,
налогу на нужды образовательных учреждений, налогу на имущество, налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, сбору на содержание милиции) просрочка представления расчетов составила менее 1 месяца и ответственность за такое нарушение была устранена, суд правомерно, руководствуясь пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до внесения изменений от 09.07.99 N 154-ФЗ, а также пунктом 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, частично отказал в удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.06.99 по делу N А13-1545/99-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Вологодский подшипниковый завод“ - без удовлетворения.

Председательствующий

КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи

НИКИТУШКИНА Л.Л.

ПЕТРЕНКО А.Д.