Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.12.1997 по делу N А13-2924/97-05 Поскольку налоговая инспекция не представила доказательств соответствия рыночных цен реализованных налогоплательщиком услуг их фактической себестоимости, суд обоснованно признал неправомерным предписание об уплате налогов, доначисленных на основании расчета по фактической себестоимости услуг, а не по рыночной цене на аналогичные услуги, сложившейся на момент реализации налогоплательщиком услуг по цене ниже их себестоимости.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 1997 года Дело N А13-2924/97-05

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кочеровой Л.И., Ломакина С.А., при участии от акционерного общества открытого типа “Стройтранс“ Кузнеценковой Е.В. (дов. от 30.05.97), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества открытого типа “Стройтранс“ на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.09.97 (судьи Маганова Т.В., Пестерева О.Ю., Чельцова Н.С.) и кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по городу Вологде на вышеназванное решение и постановление апелляционной инстанции того же суда от 04.11.97 (судьи Хвостов Е.А., Богатырева В.А., Осокина Н.Н.) по делу N А13-2924/97-95,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество открытого типа
(далее - АООТ) Стройтранс обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Государственной налоговой инспекции (далее - ГНИ) по городу Вологде о признании недействительным предписания от 20.06.97 N 02-06/3307 об уплате доначисленных сумм налогов и применении финансовых санкций.

Решением арбитражного суда от 17.09.97, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.11.97, иск удовлетворен в части перечисления в федеральный бюджет пеней в соответствующих суммах по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость по задолженности, возникшей у истца по состоянию на 20.05.96, так как в соответствии с Указом Президента РФ N 685 пени, исчисленные на 20.05.96, не взимаются. В остальной части иска отказано, поскольку истец осуществлял реализацию услуг по перевозкам по ценам не выше фактической себестоимости, в связи с чем получил убытки, в нарушение п. 5 ст. 2 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“ занизил налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль и не учел объект налогообложения для налога на добавленную стоимость.

В кассационной жалобе АООТ “Стройтранс“ просит изменить решение арбитражного суда в части отказа в иске, считая, что суд необоснованно не применил 2-й абз. п. 5 ст. 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ и п. 2.5 Инструкции ГНС РФ N 37, где понятие продукция аналогично понятиям работы, услуги, товары.

В кассационной жалобе ГНИ по городу Вологде просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты в части признания недействительным предписания, так как считает, что суд неправильно применил Указ Президента от 08.05.96 N 685.

ГНИ по городу Вологде о времени и месте слушания дела извещена, однако представитель в судебное заседание
не явился, в связи с чем жалобы рассмотрены в его отсутствие.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, выслушав представителя АООТ “Стройтранс“, пришел к следующему выводу.

В результате проведенной органами ГНИ проверки соблюдения налогового законодательства за период 1995 - 1996 годов АООТ “Стройтранс“ установлено, что предприятие по основному виду деятельности оказывает услуги по ценам ниже себестоимости. При определении валовой прибыли для налогообложения на данную сумму убытка балансовая прибыль в бухгалтерских отчетах за 1996 год не увеличена, что повлекло занижение налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль, также не был учтен объект налогообложения для НДС. По результатам проверки вынесено предписание от 20.06.97 N 02-06/3307 о взыскании доначисленных сумм налога на прибыль, НДС, штрафов в том же размере и пеней.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ и п. 1 ст. 4 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“ по предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.

То есть при реализации услуг по ценам не выше их фактической себестоимости налогооблагаемая база должна быть увеличена на разницу между ценой реализации и рыночной ценой на аналогичные услуги, которая не может быть ниже фактической себестоимости.

Из материалов дела усматривается, что налоговая инспекция установила факт реализации налогоплательщиком в 1996 году услуг по ценам ниже их фактической себестоимости. Налогоплательщик, определяя налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, исходил из фактических цен
реализации. При расчете доначисленных налогов налоговая инспекция исходила из фактической себестоимости услуг, а не рыночной цены на аналогичные услуги, сложившейся на момент реализации. За сумму заниженной налогооблагаемой базы принята сумма убытка от реализации услуг по данным отчета о финансовых результатах предприятия.

Доказательства соответствия рыночных цен реализованных услуг фактической их себестоимости в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, ГНИ не доказала обстоятельства, послужившие основанием для принятия предписания (ст. 53 АПК РФ), а следовательно, доначисление налогов, финансовых санкций и пеней неправомерно.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судебные акты недостаточно обоснованы, подлежат отмене, а исковые требования истца - удовлетворению.

Руководствуясь ст. 174, п. 2 ст. 175 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.09.97 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 04.11.97 по делу N А13-2924/97-05 отменить.

Признать недействительным предписание Государственной налоговой инспекции по городу Вологде от 20.06.97 N 02-06/3307.

Возвратить АООТ “Стройтранс“ из федерального бюджета госпошлину в сумме 695750 руб.

Председательствующий

НИКИТУШКИНА Л.Л.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

ЛОМАКИН С.А.