Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.09.2004 N А13-3246/04-11 Поскольку в состав пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, взысканных судом первой инстанции, включены суммы пеней, начисленных на сумму страховых взносов, неуплаченных в 2000 - 2001 годах, во взыскании которых судом отказано в связи с пропуском установленного срока давности, однако судом не исследована возможность взыскания пеней в случае отказа в удовлетворении требований инспекции о взыскании задолженности по страховым взносам, решение суда подлежит отмене.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 сентября 2004 года Дело N А13-3246/04-11“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В., при участии от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области Силантьевой Л.В. (доверенность от 12.01.04 N 1), рассмотрев 21.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.05.04 по делу N А13-3246/04-11 (судья Осокина Н.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области (далее -
администрация) 8587510 руб. 36 коп. недоимки по страховым взносам и пеней за 2000 - 2003 годы (с учетом уточнения предмета спора).

Решением суда от 25.05.04 требования фонда удовлетворены частично. С администрации в пользу фонда взыскано 894720 руб. 80 коп. пеней и в доход федерального бюджета 5483 руб. 74 коп. государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда от 25.05.04. По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции о том, что порядок взыскания задолженности по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируется положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), ошибочны.

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей администрации, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция считает, что он подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Как следует из материалов дела, фонд 09.02.03 направил администрации требование N 03-2/288 об уплате в срок до 24.02.04 задолженности по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения района в сумме 769568 руб. 04 коп. за период с 01.04.2000 по 31.12.03 и 4505010 руб. 36 коп. пеней за просрочку уплаты взносов.

Отказывая в удовлетворении требования фонда о взыскании с администрации недоимки, образовавшейся на 01.01.01 и на 01.01.02 по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также части пеней, суд исходил из того, что на правоотношения по взысканию указанных платежей распространяется действие норм Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе в части применения срока давности взыскания этих платежей и пеней
за их несвоевременную уплату.

Согласно статье 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 “О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год“ (далее - Положение).

Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действовавшем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая списание начисленных пеней, имеющейся у плательщиков таких взносов по состоянию на 1 января 2001 года.

Как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.01 N 624 “О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года“ (далее - Постановление N 624), а также пунктов 7 и 11 Положения, органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков этих взносов.

Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.

В силу пункта 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому
страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.

В части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов. Таким образом, выводы суда о применении норм налогового законодательства обоснованны.

Положением и иными специальными актами не установлены период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.

Течение срока давности взыскания задолженности с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года, начинается по окончании периода, предусмотренного для реструктуризации названной задолженности, определяемого с учетом пунктов 5 и 6 Постановления N 624 (в ред. от 02.04.02 N 205), поскольку до этого момента плательщику предоставлена возможность добровольно урегулировать вопросы, связанные с уплатой недоимки и пеней.

Так как по данному делу администрация в установленный пунктом 5 Постановления N 624 срок (01.04.02) не обращалась с заявлением о реструктуризации задолженности по страховым взносам, образовавшейся на 01.01.02, и соглашение об условиях погашения задолженности не заключала, суд обоснованно признал, что взыскание задолженности должно производиться в соответствии с нормами части первой Налогового кодекса Российской Федерации, и применил нормы статей 46, 70, пункта 3 статьи 48 НК РФ.

Суд установил, что фондом пропущен определенный Налоговым кодексом Российской Федерации срок для взыскания с администрации заявленных сумм страховых взносов за 2000 - 2001 годы. Кассационная инстанция считает обоснованными выводы суда в части отказа во взыскании задолженности по страховым взносам
за 2000 - 2001 годы.

Решение арбитражного суда в части взыскания пеней и распределения судебных расходов, по мнению кассационной инстанции, недостаточно обоснованно и принято с нарушением норм материального права.

Признавая невозможность взыскания недоимки за 2000 - 2001 годы, суд взыскал с администрации 633033 руб. 27 коп. пеней из суммы задолженности 4082500 руб. за несвоевременную уплату взносов за указанный период, 261597 руб. 11 коп. пеней за неуплату взносов по состоянию на 01.04.2000 на основании решения суда от 21.08.2000 из задолженности 1687068 руб. 04 коп. и 90 руб. 42 коп. пеней за несвоевременную уплату взносов за 2002 - 2003 годы.

Пунктом 2 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пеней в соответствии со статьей 75 НК РФ признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплачивать в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 НК РФ).

По смыслу статьи 75 НК РФ по своей природе пени позволяют компенсировать потери бюджета (внебюджетного фонда) от несвоевременного поступления обязательных платежей.

Согласно пункту 5
статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм.

В состав пеней, взысканных судом первой инстанции, включены суммы пеней, начисленные на сумму страховых взносов, неуплаченных в 2000 - 2001 годах, во взыскании которых судом отказано в связи с пропуском установленного срока давности.

Однако судом не исследована возможность взыскания пеней, исходя из пункта 5 статьи 75 НК РФ, если обязанность по уплате страховых взносов не может быть исполнена в связи с отказом в ее взыскании.

Кроме того, взыскивая с администрации в федеральный бюджет судебные расходы по уплате государственной пошлины, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. При этом, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 20.03.97 N 6 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине“, указанные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины, в том числе и тогда, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков.

При новом рассмотрении спора суду следует дать оценку доказательствам, имеющимся в материалах дела, с учетом выводов кассационной инстанции, относительно правомерности взыскания пеней при отказе в удовлетворении требований инспекции о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, при наличии процессуальных оснований, принять законное и обоснованное решение, распределив судебные расходы на основании
статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.05.04 по делу N А13-3246/04-11 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий

БЛИНОВА Л.В.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

ВЕТОШКИНА О.В.