Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 08.09.1999 N КА-А40/2832-99 Электрическая энергия, передаваемая по линиям электропередач и перемещенная через таможенную границу РФ, подлежит декларированию таможенному органу РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 8 сентября 1999 г. Дело N КА-А40/2832-99

(извлечение)

Постановлением Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 1999 года отменено решение Арбитражного суда г. Москвы от 7 июня 1999 года, в иске ОАО “Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы РФ“ о признании недействительным Постановления Энергетической таможни от 1 марта 1999 года по делу N 91000-24/98 отказано.

На постановление Арбитражного суда г. Москвы истцом подана кассационная жалоба, в которой просит его отменить. В обоснование своих требований ссылается на то, что суд нарушил и неправильно применил нормы материального права.

Суд
пришел к неправильному выводу о том, что истец является перевозчиком электрической энергии, ссылка в постановлении суда о необходимости в сложившейся ситуации использовать ст. 35 ТК РФ (транзитный режим) не основана на законе. При таких обстоятельствах истец не нарушил норм таможенного законодательства.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления Арбитражного суда г. Москвы.

Суд апелляционной инстанции, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, дав им надлежащую оценку, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Как было установлено судом, 21 июня 1996 года АОЭиЭ “Иркутскэнерго“, РАО “ЕЭС России“ и ОАО “ЦДУ ЕЭС России“ заключили договор N СА-10-96 на передачу на Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) в сети РАО “ЕЭС России“ электрической энергии и мощности и на связанные с этим коммерческие взаиморасчеты.

5 августа 1996 года в Омске АО “ЭиЭ “Иркутскэнерго“, ОАО “ЦДУ ЕЭС России“ и АО “ЭиЭ АК “Омскэнерго“ заключено соглашение о порядке и сроках оплаты электрической энергии, передаваемой от источников АО “ЭиЭ “Иркутскэнерго“ на ФОРЭМ, и соответственно получаемой с ФОРЭМ АО “ЭиЭ АК “Омскэнерго“, являющееся неотъемлемой частью договора N СА-10-96.

В соответствии с приложением N 1 АО “ЭиЭ АК “Омскэнерго“ включено в перечень покупателей, закрепленных за продавцом, для осуществления расчетов за электроэнергию, получаемую с ФОРЭМ.

Согласно условиям договора N СА-10-96 от 21.06.96 в функции истца входит оказание услуг по учету передачи электроэнергии в сети РАО “ЕЭС России“ и доставки в сети непосредственных потребителей электроэнергии - дефицитных АО-энерго (в данном случае - ОАО “Омскэнерго“). Межгосударственная ВЛ-500кВ, российской участок которой находится в собственности
РАО “ЕЭС России“ с направлением Тюмень - Курган (РФ) - Аврора (Казахстан) - Таврическое (РФ “Омскэнерго“) использовалась для транзитного перемещения электроэнергии между указанными в соглашении российскими энергосистемами без таможенного оформления, то есть декларирование не осуществлялось.

В соответствии со ст. 168 ТК РФ товары и транспортные средства, перемещенные через таможенную границу РФ, подлежат декларированию таможенному органу РФ.

Декларирование товаров, перемещаемых по линиям электропередач, производится в соответствии с нормами, содержащимися в Инструкции “О таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ трубопроводным транспортом и по линиям электропередач“, утвержденной Приказом ГТК от 30.10.95 N 652.

Истец, осуществив несанкционированное перемещение товара через таможенную границу Российской Федерации, допустил нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 279 ТК РФ.

При таких обстоятельствах оснований к отмене постановления кассационная инстанция не находит.

Доводы о том, что суд необоснованно ссылался на Инструкцию ГТК РФ N 652, так как в ней истец указывается в качестве перевозчика электроэнергии, кассационной инстанцией признаются несостоятельными.

Данная Инструкция зарегистрирована в Минюсте РФ 03.11.95 N 971. В процессе разработки согласовывалась с ЦДУ ЕЭС России.

Утверждения в жалобе о том, что в постановлении суд необоснованно сослался на ст. 35 ТК РФ (режим транзита), кассационной инстанцией не принимаются.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, введение дополнительного таможенного режима не требуется, так как, исходя из условий фактического перемещения электроэнергии по указанному направлению, полностью подпадает под определение таможенного режима транзита, данное в ст. 35 ТК РФ (транзит товаров - таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами РФ, в том числе через территорию иностранного государства).

Ссылка в жалобе на п. 1 “О
порядке таможенного оформления транзитных грузов“ кассационной инстанцией не может быть принята, действие данного соглашения истекло 8 февраля 1997 года.

Доводы о том, что истец не совершал правонарушения, предусмотренного ст. 279 ТК РФ, опровергаются доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Истец, перемещая товары через таможенную границу, в соответствии со ст. 168 ТК РФ обязан декларировать товар таможенному органу РФ. Поскольку эти требования закона истцом не выполнены, то он правомерно привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 279 ТК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 171, 175, 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 1999 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.