Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 29.09.2004 N Ф09-4004/04-АК по делу N А07-11576/02 От налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 29 сентября 2004 года Дело N Ф09-4004/04-АК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления МНС РФ по Республике Башкортостан (далее Управление) на решение от 24.05.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-11576/02.

В судебном заседании приняли участие представители: заявителя - Фаев Р.К. - нач. управления по дов. от 05.01.2004; инспекции - Хужин Р.Р. - ст. инспектор по дов. от
15.07.2004.

Права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

ООО “Башкиргаз“ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения от 15.07.2002 N 210 Управления МНС РФ по РБ в части признания необоснованным возмещения налога на добавленную стоимость за первое полугодие 2000 г. по экспорту.

Решением от 17.05.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан требования заявителя удовлетворены полностью.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Управление МНС РФ по РБ с судебным актом не согласно, просит его отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь в кассационной жалобе на недобросовестность действий налогоплательщика.

Проверив законность судебного акта в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что налоговым органом принято оспариваемое решение о привлечении заявителя к налоговой ответственности и предложено заявителю уплатить налог на добавленную стоимость по экспорту в 2000 г., который ранее был возмещен из бюджета, по причине недобросовестности его действий.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из неправомерности действий налогового органа, т.к. заявителем представлены все необходимые документы, подтверждающие правомерность возмещения НДС по экспорту продукции и отсутствия в его действиях недобросовестности.

В соответствии с пп. “а“ п. 1 ст. 5 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“ от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные. При этом по правилам ст. 7 настоящего Закона суммы налога, фактически уплаченные поставщику такой продукции, засчитываются в счет предстоящих платежей или возмещаются за счет общих платежей налогов.

Судом установлено, что заявителем экспорт осуществлен, документы для подтверждения права на возмещение налога в инспекцию представлены.

Принимая решение об отказе в
возмещении налога на добавленную стоимость, налоговый орган исходил из недобросовестности действий налогоплательщика, указывая на то, что участниками сделки применена “схема“ уклонения от уплаты налога и необоснованного возмещения НДС.

Из материалов дела следует, что со стороны поставщиков и иностранного партнера имели место действия, направленные на неосновательное обогащение за счет бюджета и заявителя. По данному факту возбуждались уголовные дела, которые были приостановлены по причине не установления лиц, причастных к созданию вышеуказанной “схемы“.

Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает, что при вынесении решения налоговым органом допущены нарушения ст. 87 НК РФ.

Основанием для принятия обжалуемого решения налогового органа, послужили результаты выездной налоговой проверки (акт от 24.06.2002 N 169 ДСП), которой установлено отсутствие поставщиков товара, инопартнера, представлены иные доказательства, свидетельствующие о недобросовестности участников сделки.

Выездная налоговая проверка проводилась по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налогов обществом за период с 01.10.2000 по 31.12.2001, страховых взносов в Пенсионный фонд за период с 01.10.1999 по 31.12.2000.

При экспорте товара в первом полугодии 2000 г., заявителем были представлены налоговые декларации о возмещении налога на добавленную стоимость и документы, подтверждающие факт экспорта. По итогам рассмотрения данных деклараций налоговым органом были приняты решения о возмещении налога, которое произведено в апреле 2001 г.

В обоснование своих требований о признании недействительным решения налогового органа, общество ссылается на повторность проведения выездной налоговой проверки.

Данное обстоятельство подтверждается материалами дела.

На основании решения от 04.12.2000 N 292 руководителя Управления МНС РФ по РБ проведена выездная налоговая проверка ООО “Башкиргаз“ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.07.1999 по 30.09.2000 (т. 5 л. д 71 - 103),
в т.ч. правильность исчисления налога на добавленную стоимость. По итогам данной проверки было принято решение от 13.02.2001 N 18.

Указания на неправомерность возмещения налога на добавленную стоимость данные акты не содержат.

В соответствии с частью третьей статьи 87 НК РФ запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, определяют налоговую базу в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в частности, с Законом РФ “О налоге на добавленную стоимость“, главой 21 НК РФ. Налогообложение операций, связанных с экспортом и оплатой товаров (работ, услуг) иностранной валютой, отдельным законодательством не регулируется (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).

Следовательно, при проведении проверки правильности и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость с 01.07.1999 по 30.09.2000 были охвачены и внешнеэкономические операции налогоплательщика, совершенные в первом полугодии 2000 г.

В связи с изложенным доводы управления в обоснование правомерности проведения у заявителя второй проверки по тем же налогам за уже проверенный налоговый период не могут быть приняты судом во внимание, оснований для отмены решения суда нет.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 24.05.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-11576/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.