Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 28.07.2004 N Ф09-2365/04-ГК по делу N А60-13539/03 Предоставление земельных участков, предназначенных для размещения объектов почтовой связи, осуществляется в порядке отвода земель для государственных и муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 28 июля 2004 года Дело N Ф09-2365/04-ГК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ОАО “Российские железные дороги“ на решение от 30.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 26.05.04 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-13539/03 по иску Управления Федеральной почтовой связи Свердловской области к ФГУП “Свердловская железная дорога МПС РФ“; 3-и лица: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области,
Уральский государственный научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству (далее - Уралгипрозем), Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Свердловской области, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга, о признании права пользования земельным участком, изменении границ полосы отвода.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

В судебном заседании приняли участие представители: Управления Федеральной почтовой связи Свердловской области - Казанцева Г.А., юрисконсульт, доверенность от 13.04.04; ОАО “Российские железные дороги“ - Ахметзянова Н.А., юрисконсульт, доверенность от 10.01.04 N 66 АА 410592.

Процессуальные права и обязанности разъяснены, отводов составу суда и ходатайств не заявлено.

Управление Федеральной почтовой связи Свердловской области (далее - УФПС Свердловской области) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ФГУП “Свердловская железная дорога МПС РФ“ о признании права пользования земельным участком площадью 0,2916 га, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вокзальная, 26, на котором находится удлиненный двухпутный железнодорожный тупик N 4 и 5, переданный истцу в оперативное управление. Кроме того, истец просил обязать ответчика изменить границу полосы отвода железной дороги, на котором находится указанный объект недвижимости.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец неоднократно уточнял требования, окончательно заявив требование о признании за ним права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 0,2916 га, на котором находится принадлежащий УФПС Свердловской области на праве оперативного управления объект недвижимости - тупик двухпутный железнодорожный N 4 и 5.

Согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве 3-их лиц по ходатайству истца привлечены: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Свердловской области, Комитет
по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга.

Решением от 30.03.04 иск удовлетворен: за УФПС Свердловской области признано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 0,2916 га, расположенным по адресу г. Екатеринбург, ул. Вокзальная, 26, в полосе отвода Свердловской железной дороги, месте нахождения двухпутных железнодорожных тупиков N 4 и 5. В остальной части производство по делу прекращено.

Постановлением апелляционной инстанции от 26.05.04 решение оставлено без изменения.

ОАО “Российские железные дороги“ с решением и постановлением не согласен, просит их отменить, вынести новое решение об отказе в иске.

Оспаривая судебные акты, заявитель ссылается на неприменение судом ст. 552 ГК РФ, ст. 90 Земельного кодекса РФ, неправильное применение ст. 91 ЗК РФ. По мнению заявителя, поскольку у железной дороги земля не изымалась, истцу в пользование не предоставлялась, оснований для признания права истца на спорный земельный участок не имеется.

УФПС Свердловской области в отзыве на кассационную жалобу просит решение первой инстанции оставить в силе, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Проверив законность судебных актов в порядке ст. ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.

Обращаясь в арбитражный суд с иском о признании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, УФПС Свердловской области ссылалось на то, что включение спорного земельного участка в полосу отвода железной дороги нарушает его права и законные интересы, так как ранее постановлениями Главы администрации г. Екатеринбурга данный участок был изъят у железной дороги и передан истцу, а также указывал на то, что на нем находится принадлежащий УФПС Свердловской области на праве оперативного управления объект
недвижимости - тупик двухпутный железнодорожный N 4 и 5.

Суд первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленный иск и признавая за истцом право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 0,2916 га, исходил из того, что постановлениями Главы администрации г. Екатеринбург от 14.12.95 N 828-д и от 30.05.96 N 372-ц истцу были предоставлены в постоянное бессрочное пользование земельные участки под существующие здания и сооружения Екатеринбургского прижелезнодорожного почтамта, в том числе и спорный земельный участок, расположенный в полосе отвода железной дороги. Кроме того, суд сослался на наличие у истца объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, право на которые зарегистрировано в установленном законом порядке. Судом сделан вывод, что указанные обстоятельства являются основанием для признания за УФПС Свердловской области права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 0,2916 га.

Данные выводы сделаны без учета действующего законодательства и имеющихся в деле доказательств.

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок был включен в полосу отвода железной дороги (постановление Правительства РФ от 17.09.91 N 493 “Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования землей“).

Постановлением Главы администрации г. Екатеринбурга от 23.04.92 N 105-и произведена перерегистрация землепользования Свердловской железной дороги, общей площадью 468,26 га, согласно которому полосы отвода переданы в бессрочное (постоянное) пользование. На основании этого постановления 12.05.92 Свердловской железной дороге было выдано свидетельство N СВО-59-000035 о бессрочном (постоянном) пользовании землей - полосами отвода площадью 468,26 га (т. 2 л. д. 78).

Согласно п. 1 ст. 91 Земельного кодекса РФ землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и
(или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 90 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации (подп. 3 п. 2 ст. 90 ЗК РФ).

В соответствии с п. 5 “Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог“, утвержденного Приказом Министра МПС от 15.05.99 N 26Ц, и п. 1.2 Приказа Росземкадастра от 14.09.2000 N 20 “Об упорядочении работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта“ установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами. Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До принятия этого Положения порядок предоставления указанных земельных участков регулировался Положением о землях транспорта, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 08.10.90 N 999.

Из названных норм права следует, что решение о предоставлении земельных участков организациям из земель железных дорог (включая полосу отвода) принимается Федеральным органом исполнительной власти в лице Министерства путей сообщения РФ. Органам местного самоуправления право распоряжения землями, предоставленными в пользование железным дорогам, законом не предоставлено, в связи с чем постановлением Главы администрации г. Екатеринбурга от 30.05.96 N 372-ц предусмотрено, что государственное учреждение почтовой связи УФПС обязано заключить договор о взаимоотношениях со Свердловской железной дорогой по вопросу эксплуатации сооружений и железнодорожных тупиков прижелезнодорожного почтамта, расположенных в полосе отвода железной дороги на участке площадью 0,2916 га (т. 2 л. д. 86, 87).

Указанные обстоятельства судом первой и апелляционной инстанции не были приняты во внимание. Суд не рассматривал обстоятельства, касающиеся наличия прав ответчика на спорный земельный участок, исходя из положений действующего законодательства.

Ссылка суда апелляционной инстанции на ст. 31 ФЗ от 17.07.99 N 176-ФЗ “О почтовой связи“ ошибочна, поскольку данной нормой закреплено, что предоставление земельных участков, предназначенных для размещения объектов почтовой связи, осуществляется в порядке отвода земель для государственных и муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обстоятельства дела исследованы судом неполно, выводы суда не соответствуют действующему законодательству.

На основании изложенного судебные акты Арбитражного суда Свердловской области подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки и рассмотреть заявленный иск в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 30.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 26.05.04 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-13539/03 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.