Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 15.06.2004 N Ф09-2379/04-АК по делу N А47-11148/03 Состав правонарушения образует неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 15 июня 2004 года Дело N Ф09-2379/04-АК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Комитета по финансовому мониторингу РФ по Приволжскому федеральному округу на решение от 26.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 01.04.04 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-11148/03 по заявлению ОАО “Жемчуг“ о признании незаконным постановления МУ КФМ РФ по Приволжскому федеральному округу.

Представители сторон, надлежаще
извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.

Письменных ходатайств не поступило.

ОАО “Жемчуг“ обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Комитета по финансовому мониторингу РФ по Приволжскому федеральному округу от 28.10.03 N 04-03/207П о привлечении к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100000 руб.

Решением суда от 26.12.03 требования удовлетворены. Оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

Постановлением апелляционной инстанции от 01.04.04 решение суда оставлено без изменения.

Межрегиональное управление Комитета по финансовому мониторингу РФ по Приволжскому федеральному округу с судебными актами не согласно, просит их отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на нарушение судом Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“, Постановления Правительства РФ от 08.01.03 N 6 “О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом“, Постановления Правительства РФ от 18.01.03 N 28 “Об утверждении положения о постановке на учет в Комитет по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы“.

Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, по результатам проверки соблюдения ОАО “Жемчуг“ законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма прокурор Ленинского района г. Оренбурга вынес постановление от 16.10.03 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ. Основанием для принятия прокурором постановления послужили те обстоятельства, что Общество, прошедшее государственную регистрацию 03.07.95 и
осуществляющее куплю-продажу ювелирных изделий из драгоценных камней и драгоценных металлов в магазине “Жемчуг“ по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 27, не встало на учет в Комитете по финансовому мониторингу РФ, не разработало правила внутреннего контроля, не назначило должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил.

Рассмотрев материалы административного производства, Межрегиональное управление Комитета по финансовому мониторингу РФ по Приволжскому федеральному округу вынесло постановление от 28.10.03 N 04-03/207П о привлечении ОАО “Жемчуг“ за указанные нарушения к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 руб.

Считая постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Признавая постановление незаконным, суд исходил из отсутствия события правонарушения и вины Общества на основании того, что Обществом в судебное заседание были представлены Правила внутреннего контроля, приказ о назначении заместителя генерального директора ответственным за работу по противодействию легализации (отмыванию) доходов; Общество стоит на учете в Поволжской государственной инспекции пробирного надзора.

Однако, при рассмотрении дела судом не учтены следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ состав правонарушения образует неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

Согласно ст. ст. 5, 6 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся ломбарды, а к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю относится помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных
камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард.

В соответствии с п. 2 ст. 7 указанного Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.01.03 N 6 “О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом“ установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца со дня их государственной регистрации в установленном порядке.

Государственная регистрация Общества произведена 03.07.95, Правила внутреннего контроля, имеющиеся в материалах дела (л. д. 17 - 29), утверждены приказом от 19.06.03 (л. д. 30), т.е. с пропуском установленного срока.

Кроме того, указанные Правила подлежат согласованию в соответствующем надзорном органе, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

В материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего согласования Обществом правил внутреннего контроля с Комитетом по финансовому мониторингу, что подтверждает факт нарушения законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.

Арбитражный суд,
ссылаясь на то обстоятельство, что ОАО “Жемчуг“ состоит на учете в Поволжской государственной инспекции пробирного надзора, не учел, что в силу ст. 358 ГК РФ в ломбарде в обеспечение краткосрочных кредитов осуществляется принятие от граждан в залог движимого имущества, а не только драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, контроль за операциями с которыми осуществляют органы Государственного пробирного надзора (п. 7.14 Положения о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.05.98 N 91, а также Приказ Российской государственной пробирной палаты Минфина РФ от 07.06.03 N 47 “Об утверждении методических указаний о порядке согласования правил внутреннего контроля организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, органами Федерального пробирного надзора“).

Таким образом, по деятельности ломбарда, не связанной с операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и ломом таких изделий, Общество обязано согласовать правила с Комитетом по финансовому мониторингу, а также встать на учет в указанном органе.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 18.01.03 N 28 “Об утверждении положения о постановке на учет в Комитет по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы“ прямо предусмотрено, что постановке на учет в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу подлежат ломбарды в течение 30 дней с даты государственной регистрации.

Указанная постановка на учет в КФМ Обществом не произведена, что также подтверждает наличие в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.27
КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного, вывод суда об отсутствии обязанности встать на учет в Комитете по финансовому мониторингу основан на неправильном толковании п. 9 ст. 7 указанного Федерального закона, без системного анализа законодательства в данной сфере деятельности.

Таким образом, Общество правомерно привлечено к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ.

Наказание определено в соответствии с главой 4 КоАП РФ.

Полномочия органа, вынесшего оспариваемое постановление административного органа, судом проверены, нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.

На основании изложенного, судебные акты подлежат отмене, кассационная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 26.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 01.04.04 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-11148/03 отменить.

В удовлетворении заявления отказать.