Постановление ФАС Уральского округа от 26.02.2004 N Ф09-447/04-АК по делу N А50-16094/03 Налоговым органом необоснованно отказано предпринимателю в освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика, поскольку налогоплательщиком представлены все имеющиеся у него необходимые для подтверждения права на освобождение документы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 26 февраля 2004 года Дело N Ф09-447/04-АК“
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Тарановой А.П. на решение от 17.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 17.11.2003 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-16094/03 по заявлению предпринимателя Тарановой А.П. о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по Кировскому району г. Перми.
Лица, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Ходатайств от сторон не поступило.
Предприниматель Таранова А.П. обратилась в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по Кировскому району г. Перми N 09-18/155 от 23.04.2003 об отказе в использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.
Решением от 17.09.03 Арбитражного суда Пермской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.11.2003 того же суда решение оставлено без изменения.
Предприниматель с судебными актами не согласен, просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь в кассационной жалобе на неприменение судом норм Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ“.
Заявитель полагает, что, поскольку введение НДС ухудшает положение и условия коммерческой деятельности субъектов малого предпринимательства как налогоплательщиков, предприниматель не обязан вести ни книгу продаж, ни журнал полученных и выставленных счетов.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, предприниматель Таранова А.П. 31.03.2003 обратилась в Инспекцию МНС РФ по Кировскому району г. Перми с заявлением на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость. Решением N 09-18/155 от 23.04.2003 налоговый орган отказал предпринимателю в предоставлении этого права, поскольку налогоплательщик не представил все документы, подтверждающие право на предоставление такого освобождения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд указал, что заявителем для подтверждения соответствующего права не представлены в налоговый орган документы, обязанность по представлению которых предусмотрена ст. 145 НК РФ.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также книг покупок и книг продаж установлен Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 “Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость“.
Согласно ст. 9 ФЗ от 14.06.1995 “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ“ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 N 37-О ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. В случае введения НДС для индивидуальных предпринимателей условия хозяйствования для них ухудшаются, поскольку на них возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством (по ведению налогового учета, составлению счетов-фактур, ведению книги продаж и книги покупок).
Поскольку предприниматель до истечения четырех лет с момента государственной регистрации не обязан уплачивать налог на добавленную стоимость, то и обязанность по ведению журнала полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж у предпринимателя также отсутствует.
Таким образом, налоговым органом необоснованно отказано предпринимателю в освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика, поскольку налогоплательщиком представлены все имеющиеся у него необходимые для подтверждения права на освобождение документы.
При таких обстоятельствах, судебные акты подлежат отмене.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 17.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 17.11.2003 Арбитражного суда Пермской области отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции МНС РФ по Кировскому району г. Перми от 23.04.2003 N 09-18/155.
Обязать Инспекцию МНС РФ устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика путем принятия решения об освобождении его от обязанностей плательщика НДС.