Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 04.02.2004 N Ф09-83/04-АК по делу N А60-24126/03 Начисление обжалуемым решением налогового органа налога на прибыль на спорные суммы неиспользованного страхового резерва произведено правомерно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 4 февраля 2004 года Дело N Ф09-83/04-АК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области на решение от 28.10.03 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-24126/03 по заявлению ООО “СТК “Транско“ к Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области о признании недействительным решения.

В заседании приняли участие: представитель
ООО “СТК “Транско“ - Галайда П.А., доверенность от 12.01.03; представитель Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области - Камчатов Д.С., доверенность от 05.01.04.

Права и обязанности разъяснены.

Отводы составу суда не заявлены.

Ходатайств не поступило.

ООО “СТК “Транско“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности от 27.05.2003 N 3.

Решением от 28.10.03 Арбитражного суда Свердловской области заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.

В апелляционной инстанции решение от 28.10.03 не пересматривалось.

Межрайонная инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области с решением от 28.10.03 не согласна, просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, ст. 250 НК РФ, в удовлетворении требований отказать.

Законность судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, в ходе камеральной проверки налоговой декларации по налогу на прибыль, представленной ООО “СТК “Транско“, Межрайонной инспекцией МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области установлено невключение обществом в состав доходов переходного периода остатка не использованных по состоянию на 01.01.2002 средств резерва предупредительных мероприятий в сумме 3404000 руб., а также включение в состав расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, начисленных резервов на финансирование предупредительных мероприятий в сумме 3049000 руб. В результате выявленных нарушений налоговый орган доначислил обществу налог на прибыль по базе переходного периода, подлежащий уплате в 2002 году, в сумме 9072 руб., налог на прибыль за 2002 год в сумме 731760
руб.

Решением Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 27.05.2003 N 3 налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 148166 руб. за неуплату налога на прибыль в результате занижения налоговой базы. Обществу также предложено уплатить налог на прибыль в общей сумме 740832 руб. и соответствующие пени.

Не согласившись с принятым решением, ООО “СТК “Транско“ обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что вывод налогового органа о занижении налоговой базы по налогу на прибыль в результате включения в состав расходов резерва на предупредительные мероприятия, а также невключения в состав доходов переходного периода остатков неиспользованных средств резерва предупредительных мероприятий не соответствует ст. 294 НК РФ, ст. ст. 26, 30 Закона РФ “Об организации страхового дела в РФ“ и принятых в соответствии с ним правилам.

Однако, данный вывод является ошибочным по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 10 Федерального Закона от 06.08.01 N 110-ФЗ по состоянию на 01.01.02 налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по методу начисления, обязан включить в состав доходов суммы, подлежащие единовременному восстановлению в связи с различиями в оценке объектов или операций, подлежащих учету в целях налогообложения в соответствии с требованиями, установленными главой 25 НК РФ. К таким объектам или операциям, относятся, в частности, остатки неиспользованных средств резервов, отчисления в которые в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до вступления в силу главы 25 НК РФ, уменьшали налоговую базу.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ “О налоге на прибыль
предприятий и организаций“ от 27.12.91 N 2116-1 объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящей статьей. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

В соответствии с п. 10 “Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли“ (утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552) в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу “Прочие затраты“ включаются отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.

В соответствии с п. 2.2 Правил формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, изданных в соответствии с пп. “г“ п. 3 ст. 30 Закона РФ “О страховании“ и утвержденных Приказом Росстрахнадзора от 18.03.94 N 02-02/04, к страховым резервам относится резерв предупредительных мероприятий.

Таким образом, до вступления в силу главы 25 НК РФ отчисления в фонд предупредительных мероприятий подлежали отнесению к расходам страховых организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона РФ “Об организации страхового дела в РФ“, страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты.

Таким образом, до вступления в силу главы 25 НК РФ образованный страховой резерв включался в себестоимость услуг и, независимо от его дальнейшего фактического использования, более налогообложению не подвергался.

В соответствии с “Примерным положением о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам
страхования“, утвержденным письмом Росстрахнадзора от 18.01.95 N 15/1-1р, п. 4.5 Приказа Росстрахнадзора от 18.03.94 N 02-02/04 резерв предупредительных мероприятий формируется путем отчисления от страховой брутто-премии, поступившей по договорам страхования в отчетном периоде. Величина резерва предупредительных мероприятий соответствует сумме отчислений в данный резерв в отчетном периоде, увеличенной на сумму резерва на начало отчетного периода и уменьшенной на сумму израсходованных средств на предупредительные мероприятия в отчетном периоде.

Таким образом, сумма неиспользованного резерва предупредительных мероприятий подлежит восстановлению на начало каждого отчетного периода.

В соответствии с пп. 7 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами (подлежащими налогообложению налогом на прибыль предприятий и организаций в силу ст. 247 НК РФ) признаются, в частности, доходы в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены, в частности, ст. 294 НК РФ “Особенности определения расходов страховых организаций (страховщиков)“.

Из вышеизложенного следует, что в оценке в целях налогообложения налогом на прибыль объектов и операций, связанных с резервом предупредительных мероприятий, существуют различия между законодательством в области указанного налога, действовавшим до вступления в силу главы 25 НК РФ, и самой главы 25 Кодекса. Резерв предупредительных мероприятий с введением в действие части второй НК РФ формируется для финансирования иных целей, чем предстоящие страховые выплаты, в связи с чем отчисления в резерв предупредительных мероприятий не учитываются с 01.01.02 в составе расходов для целей налогообложения и, соответственно, подлежат включению в доходы налоговой базы переходного периода.

При таких обстоятельствах, начисление обжалуемым решением налогового органа налога на прибыль на спорные суммы неиспользованного страхового резерва является правомерным.

В связи с изложенным,
кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28.10.03 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-24126/03 отменить.

В удовлетворении требований, заявленных ООО “СТК “Транско“, отказать.

Взыскать с ООО “СТК “Транско“ в доход федерального бюджета госпошлину по заявлению в сумме 1000 руб., по кассационной жалобе - в сумме 500 руб.