Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 29.01.2004 N Ф09-5116/03-АК по делу N А71-279/03 Налоговым кодексом РФ предусматривается раздельное формирование базы по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по различным налоговым ставкам, а также раздельный учет затрат по таким операциям.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 29 января 2004 года Дело N Ф09-5116/03-АК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной Инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике и ДОАО “Научно-производственный центр высокоточной техники “Ижмаш“ на решение от 12.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 11.11.2003 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-279/03.

В судебном заседании приняли участие представители: общества - Гизатуллин А.С., юрисконсульт, по
доверенности от 22.01.2004; инспекции - Уразова Г.М., гл. инспектор, по доверенности от 17.10.2003, Никитина К.Г., гл. инспектор, по доверенности от 03.10.2003.

Права и обязанности разъяснены, отводов составу суда не заявлено.

Ходатайств не поступило.

ДОАО “Научно-производственный центр высокоточной техники “Ижмаш“ (далее - ДОАО “НПЦ ВТ “Ижмаш“) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения от 18.04.2003 N 22/06 Межрайонной Инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике об отказе в возмещении НДС в размере 11193208 руб. по экспорту за декабрь 2002 г.

Решением суда от 12.09.2003 требования удовлетворены частично. Обжалуемое решение признано недействительным в части отказа в подтверждении обоснованности применения ДОАО “НПЦ ВТ “Ижмаш“ ставки НДС ноль процентов по декларации за декабрь 2002 г.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.11.2003 решение суда оставлено без изменения.

Общество и Инспекция с судебными актами не согласны, просят их отменить по основаниям, изложенным в кассационных жалобах, ссылаясь на неправильную оценку судом обстоятельств дела.

Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, основанием для вынесения обжалуемого решения послужили итоги налоговой проверки обоснованности применения 0 ставки по НДС по декларации за декабрь 2002 г., которой было установлено, что применяемая обществом методика расчета сумм налога на добавленную стоимость не подтверждает правомерность применения нулевой ставки.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из отсутствия оснований для возмещения НДС, т.к. применяемая обществом методика расчета НДС не позволяет определить правомерность возмещения заявленных сумм налога.

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и
иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт. При этом налогоплательщик обязан представить доказательства, подтверждающие правильность расчета налога и обоснованность его требований при представлении документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Статьей 164 НК РФ предусмотрено, что обложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации товаров (работ, услуг) производится по трем налоговым ставкам: 0, 10 и 20 процентов, в зависимости от вида реализуемых товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Причем, в соответствии с пунктом 2 названной статьи общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 этой статьи.

Пунктом 6 статьи 166 Кодекса также определено, что сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи.

Следовательно, главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается раздельное формирование базы по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по различным налоговым ставкам, а также раздельный учет затрат по таким операциям.

Пунктом 6 статьи 164 и абзацем вторым пункта 3 статьи 172 Кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган отдельную декларацию по налогу на добавленную стоимость по экспортным
операциям (при применении налоговой ставки 0 процентов), на основании которой налогоплательщик вправе предъявить к вычету суммы налога, уплаченные при приобретении товарно-материальных ценностей, использованных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), реализованных на экспорт.

Таким образом, раздельный учет затрат по товарам (работам, услугам), облагаемым по различным налоговым ставкам, предполагает и раздельный учет налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам при их производстве и реализации.

Из материалов дела видно, что заявитель осуществлял реализацию произведенной продукции как на внутреннем рынке, так и на экспорт, расчетным путем определял НДС, подлежащий уплате (возмещению) в бюджет, по товарам, реализуемым на внутреннем рынке и на экспорт, согласно принятой учетной политике. При этом применяемая обществом методика расчета налога не отвечала требованиям ст. 164, 166, 172 НК РФ.

Данное обстоятельство судом установлено, оснований для переоценки выводов суда нет (ст. 286 АПК РФ). Заявитель не доказал, что предъявленный к возмещению НДС был уплачен именно за тот товар (работы, услуги), который в последующем использовался для осуществления экспорта в рассматриваемый налоговый период.

Материалами дела подтверждено и судом установлено, что налогоплательщиком осуществлен экспорт товара, документы представлены налоговому органу в соответствии со ст. 165 НК РФ и по своему содержанию соответствуют требованиям законодательства.

Вместе с тем, в отношении вывода суда об обоснованности применения нулевой ставки по декларации за декабрь 2002 г. суд кассационной инстанции считает, что данное обстоятельство должно рассматриваться в совокупности с обоснованностью заявленного возмещения. С учетом того, что налогоплательщиком не представлены доказательства, подтверждающие правомерность расчета НДС, подлежащего возмещению, оснований для удовлетворения требований в указанной части нет.

Учитывая изложенное, судебные акты подлежат изменению.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК
РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 12.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 11.11.2003 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-279/03 изменить в части признания недействительным решения Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике от 18.04.2003 N 22/06 в части отказа в подтверждении обоснованности применения ДОАО “НПЦ ВТ “Ижмаш“ ставки НДС ноль процентов по декларации за декабрь 2002 г., как не соответствующего Налоговому кодексу РФ.

В указанной части в удовлетворении требований отказать.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Взыскать с ДОАО “НПЦ ВТ “Ижмаш“ в доход федерального бюджета госпошлину по иску в размере 500 руб.