Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2004 N 22-Г04-10 В удовлетворении заявления об отмене решения избирательной комиссии о признании недействительными результатов выборов отказано правомерно, так как допущенные при проведении голосования нарушения избирательного законодательства не позволяют выявить действительную волю избирателей.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 декабря 2004 года

Дело N 22-Г04-10

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Маслова А.М.,

Меркулова В.П.

рассмотрела в судебном заседании от 15 декабря 2004 г. дело по кассационной жалобе Г. на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 21 июня 2004 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения С., являющейся представителем Г., поддержавшей кассационную жалобу, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия

установила:

решением окружной избирательной комиссии по Барбашовскому избирательному округу N 61 по выборам депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания от 19 ноября 2003 г. признаны недействительными результаты выборов депутатов по данному избирательному округу. Г. обратился в суд с заявлением об отмене этого решения.

В обоснование заявленного требования ссылался на то, что 1 июня 2003 г. по Барбашовскому избирательному округу состоялось повторное голосование по выборам депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания. 2 июня 2003 г. окружная избирательная комиссия приняла решение о повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках N 272 и 273. Поскольку повторный подсчет голосов не состоялся, то у окружной избирательной комиссии не имелось оснований для признания недействительными результатов выборов по данному округу.

Указанным решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе представитель Г. - С. просит отменить решение и принять по делу новое решение об удовлетворении
заявления.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Судом установлено, что в связи с нарушениями, допущенными при составлении протоколов об итогах голосования на избирательных участках N 272 и 273, окружной избирательной комиссией 2 июня 2003 г. было принято решение о повторном подсчете голосов на указанных участках.

Однако в установленный законом срок повторный подсчет голосов участковыми избирательными комиссиями проведен не был. Поскольку повторный подсчет голосов провести было невозможно, окружная избирательная комиссия 19 ноября 2003 г. приняла решение о признании недействительными результатов выборов по данному округу.

Отказывая в удовлетворении заявления об отмене этого решения, суд пришел к правильному выводу о том, что у окружной избирательной комиссии имелись основания для признания недействительными результатов выборов.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ в случае установления нарушений избирательного законодательства избирательная комиссия может признать недействительными результаты выборов, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Оценивая представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что действительно при проведении повторного голосования были допущены нарушения избирательного законодательства, которые ставят под сомнение результаты выборов по округу.

Так, в судебном заседании были установлены нарушения правил составления списков избирателей, которые заключались в том, что в списки были включены граждане, не достигшие совершеннолетия, у 206 избирателей не указаны имя и отчество, у некоторых избирателей не указан год рождения.

Судом также установлено, что подсчет голосов избирателей на избирательном участке N 272 был произведен лишь пятью членами участковой избирательной комиссии из пятнадцати, итоговые данные протоколов участковых избирательных комиссий не соответствуют фактическим данным.

Заявитель
ссылался на то, что у окружной избирательной комиссии имелись основания для того, чтобы самой провести повторный подсчет голосов избирателей.

Между тем согласно п. 9 ст. 69 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ в случае выявления ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования вышестоящая избирательная комиссия вправе обязать нижестоящую комиссию провести повторный подсчет голосов. В связи с этим окружная избирательная комиссия правомерно приняла решение о проведении повторного подсчета голосов участковыми избирательными комиссиями.

Поскольку в соответствии с указанной выше нормой Федерального закона решение о проведении повторного подсчета голосов могло быть принято не позднее чем за один день до истечения установленных законом сроков определения результатов выборов, то в последующем окружная избирательная комиссия не могла сама произвести такой подсчет голосов.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что окружная избирательная комиссия вправе была принять решение о признании недействительными результатов выборов, поскольку допущенные при проведении голосования нарушения избирательного законодательства не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не ставят под сомнение законность принятого судом решения.

Руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 21 июня 2004 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Г. - без удовлетворения.