Определение Верховного Суда РФ от 24.03.2004 N 22-Г04-1 В случае передачи муниципальным образованиям органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных государственных полномочий им должны передаваться и необходимые материальные и финансовые средства.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 марта 2004 года
Дело N 22-Г04-1
(извлечение)
Прокурор Республики Северная Осетия - Алания обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 4 ст. 3 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 14 января 2003 г. “Об административных комиссиях муниципальных образований Республики Северная Осетия - Алания“, предусматривающего, что материально-техническое обеспечение деятельности административных комиссий осуществляется муниципальными образованиями.
В обоснование заявленного требования он ссылался на то, что в случае передачи муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий им должны передаваться и необходимые материальные и финансовые средства.
По мнению прокурора, материально-техническое обеспечение деятельности административных комиссий должно осуществляться за счет средств федерального или республиканского бюджетов, а не бюджета муниципального образования.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 15 декабря 2003 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении прокурора ставился вопрос об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении заявления.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 24 марта 2004 г. представление удовлетворила, указав следующее.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что административные комиссии являются органами местного самоуправления и поэтому материально-техническое обеспечение их деятельности должно осуществляться за счет местного бюджета.
Однако такой вывод не соответствует закону.
В ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ перечислены вопросы местного значения, находящиеся в ведении местного самоуправления. Организация и содержание административных комиссий этим Законом не отнесены к ведению органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ и п. 15 ст. 5 названного Федерального закона создание административных комиссий и принятие законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, полномочия, связанные с созданием административных комиссий, являются государственными полномочиями.
В случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, как это предусмотрено п. 4 ст. 6 упомянутого Федерального закона, одновременно им должны передаваться необходимые материальные и финансовые средства.
В силу ст. 5 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления.
Органы государственной власти не наделены правом распределять средства местного бюджета.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с выводами суда о том, что материально-техническое обеспечение деятельности административных комиссий может быть возложено на муниципальные образования и что указанное положение Закона не противоречит федеральному законодательству.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 15 декабря 2003 г. отменила и приняла новое решение, которым заявление прокурора удовлетворила и признала п. 4 ст. 3 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 14 января 2003 г. “Об административных комиссиях муниципальных образований Республики Северная Осетия - Алания“ противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.