Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 24.03.2004 N 22-Г04-2 О признании частично противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 10 статьи 17 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания от 15.06.2001 “О выборах Президента Республики Северная Осетия-Алания“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 марта 2004 года

Дело N 22-Г04-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Пирожкова В.Н.,

Макарова Г.В.,

рассмотрела в судебном заседании от 24 марта 2004 г. дело по кассационному представлению прокурора Республики Северная Осетия-Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 декабря 2003 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., полагавшей отменить решение, Судебная коллегия

установила:

прокурор Республики Северная Осетия-Алания обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 10 ст. 17 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания от 15 июня 2001 г. “О выборах Президента Республики Северная Осетия-Алания“.

В обоснование заявленного требования прокурор ссылался на то, что оспариваемая норма в части, исключающей возможность привлечения члена избирательной комиссии с правом решающего голоса к уголовной ответственности или административному взысканию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора только в период подготовки и проведения выборов Президента Республики Северная Осетия-Алания, противоречит п. 18 ст. 29 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

Указанным решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в удовлетворении заявления прокурора отказано.

В кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении заявления.

Судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд исходил из того, что оспариваемая норма не ограничивает время действия
иммунитета члена избирательной комиссии с правом решающего голоса только периодом подготовки и проведения выборов Президента РСО-Алания.

Между тем такой вывод не соответствует фактическим обстоятельствам. Как видно из содержания п. 10 ст. 17 Конституционного закона “О выборах Президента Республики Северная Осетия-Алания“, член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности и административному взысканию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора лишь в период подготовки и проведения выборов Президента РСО-Алания.

В то время как п. 18 ст. 29 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ не ограничивает такое право только периодом подготовки и проведения выборов.

Как следует из ст. 13 Конституционного закона “О выборах Президента Республики Северная Осетия-Алания“, подготовку и проведение данных выборов осуществляют Центральная избирательная комиссия Республики Северная Осетия-Алания, территориальные и участковые избирательные комиссии.

Согласно Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ (ст. ст. 23, 26, 27) срок полномочий избирательных комиссий субъекта Российской Федерации и территориальных комиссий составляет четыре года. Участковые избирательные комиссии формируются в период избирательной кампании и их полномочия прекращаются через десять дней после опубликования результатов выборов.

Следовательно, срок полномочий указанных избирательных комиссий за исключением участковых избирательных комиссий, которые образуются только на период избирательной кампании, не ограничивается периодом подготовки и проведения выборов Президента РСО-Алания.

При таких обстоятельствах и гарантии, связанные с возможностью привлечения члена избирательной комиссии с правом решающего голоса к уголовной ответственности и административному взысканию, не должны ограничиваться только периодом подготовки и проведения выборов.

Поскольку судом неправильно применены нормы материального права, решение
в силу ст. 362 ГПК РФ не может быть признано законным и подлежит отмене.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств. Поэтому судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение, считает возможным принять новое решение, которым удовлетворить заявление прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 декабря 2003 г. отменить и принять новое решение, которым заявление прокурора удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 10 ст. 17 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания от 15 июня 2001 г. “О выборах Президента Республики Северная Осетия-Алания“ в той части, в которой член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности и административному взысканию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора только в период подготовки и проведения выборов Президента Республики Северная Осетия-Алания. Нормативный правовой акт в указанной части признается недействующим со дня вступления решения в законную силу.