Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2004 N 60-Г04-14 В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата на должность губернатора Камчатской области отказано правомерно, так как все подписные листы в поддержку самовыдвижения кандидата в части сведений, касающихся кандидата, изготовлены без нарушения избирательного законодательства, а представленные кандидатом сведения о своем месте работы и занимаемой должности соответствуют действительности и не являются недостоверными.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 ноября 2004 года

Дело N 60-Г04-14

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Харланова А.В.,

Еременко Т.И.

рассмотрела в судебном заседании 25 ноября 2004 г. гражданское дело по кассационной жалобе Б. на решение Камчатского областного суда от 5 ноября 2004 г., которым Б. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Камчатской области N 44/167 от 22 октября 2004 г. “О регистрации кандидата на должность губернатора Камчатской области Н.“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителя Н. - С., полагавшего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.Л., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

кандидат на должность губернатора Камчатской области Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления избирательной комиссии Камчатской области N 44/167 от 22 октября 2004 г. “О регистрации кандидата на должность губернатора Камчатской области Н.“ и отмене регистрации Н., ссылаясь на то, что данное постановление принято на основании подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, оформленных с нарушением закона.

В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с п. 1 ст. 32 Закона Камчатской области от 5 мая 2004 г. N 178 “О выборах губернатора Камчатской области“ (далее - Закон Камчатской области) и приложением N 3 к названному Закону в каждом подписном листе должно указываться, в
частности, место жительства кандидата, под которым согласно законодательству о выборах и иным нормативным правовым актам понимается жилой дом, квартира, иное жилое помещение, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Однако в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидата на должность губернатора Камчатской области Н. и представленных им для регистрации в избирательную комиссию Камчатской области, указан лишь субъект Российской Федерации и населенный пункт, в котором он проживает, но не содержится наименования улицы, номера дома и квартиры, то есть фактически место жительства не указано. Данные обстоятельства, по мнению заявителя, в соответствии с подп. 11 п. 9 ст. 35 вышеназванного Закона свидетельствуют о недействительности всех подписей, содержащихся в данных подписных листах, а, следовательно, и о незаконности произведенной регистрации Н. кандидатом в губернаторы Камчатской области.

В силу того, что все подписи избирателей, представленные кандидатом на должность губернатора Камчатской области Н., являются недействительными, избирательная комиссия Камчатской области не имела законных оснований считать, что данный кандидат представил необходимое для регистрации количество подписей избирателей, и принимать решение о его регистрации.

Представитель заявителя адвокат Карасева Т.А., выступающая на основании ордера и доверенности с полным объемом прав, в судебном заседании уточнила заявленные требования и просила постановление избирательной комиссии Камчатской области N 44/167 от 22 октября 2004 г. “О регистрации кандидата на должность губернатора Камчатской области Н.“ признать незаконным и отменить. В числе дополнительных оснований, помимо изложенных в заявлении, указала на недостоверность содержащихся в подписных листах Н. сведений о месте его работы и занимаемой должности, а также на недостоверность сведений о занимаемой Н. должности, указанных им в уведомлении о самовыдвижении и в заявлении
о согласии баллотироваться на должность губернатора, представленных в избирательную комиссию, что в соответствии с подп. 6 п. 5 ст. 36 Закона Камчатской области является самостоятельным основанием к отказу в регистрации данного кандидата.

Суду пояснила, что в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения Н., указано его место работы - администрация Усть-Камчатского районного муниципального образования Камчатской области Российской Федерации, а занимаемая должность - глава Усть-Камчатского районного муниципального образования Камчатской области Российской Федерации, тогда как местом его работы является администрация Усть-Камчатского районного муниципального образования, без указания дополнительных слов “Камчатской области Российской Федерации“, а занимаемая должность - согласно ст. ст. 20, 23, 24, 32, 36, 37 Устава Усть-Камчатского районного муниципального образования именуется “Глава района“. В своих объяснениях по существу заявленных требований также полагала, что избирательная комиссия Камчатской области ненадлежащим образом провела процедуру проверки соблюдения кандидатом порядка сбора подписей, достоверности сведений об избирателях и самих подписей избирателей. При проверке всех представленных для регистрации 3425 подписей избирательная комиссия признала недействительными и исключила из них лишь 16 подписей, тогда как в подписных листах Н. надлежало, по ее мнению, признать недостоверными и недействительными еще 887 подписей, из которых: 829 подписей - по основаниям подп. 3 п. 9 ст. 35 Закона Камчатской области - дата внесения подписи указана не избирателем (среди них 158 подписей еще и недостоверных как выполненных за избирателей другими лицами); 33 подписи - по основаниям подп. 5 и подп. 6 п. 9 ст. 35 Закона Камчатской области как содержащие исправления в датах их внесения и в сведениях об избирателях; 25 подписей - по основаниям подп. 7 и
подп. 8 п. 9 ст. 35 Закона Камчатской области как проставленных в подписных листах, имеющих дефекты в части сведений о лице осуществлявшем сбор подписей.

Исходя из этого, с учетом минимально необходимого для регистрации числа действительных подписей в 2740 подписей, Н. надлежало считать не представившим достаточного для его регистрации количества подписей избирателей.

Представитель Н. А. и представитель избирательной комиссии Камчатской области Р. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, просили в удовлетворении заявления отказать, указывая на то, что регистрация кандидата на должность губернатора Камчатской области Н. произведена в соответствии с нормами избирательного законодательства Российской Федерации. При проверке подписей избирателей было выявлено 16 недействительных подписей, которые были исключены, но их исключение не повлияло на достаточность количества подписей, необходимых для регистрации указанного кандидата. Предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации не имелось.

Решением Камчатского областного суда от 5 ноября 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Б. поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 22 октября 2004 г. избирательной комиссией Камчатской области принято постановление N 44/167 “О регистрации кандидата на должность губернатора Камчатской области Н.“, которым Н. был зарегистрирован кандидатом на должность губернатора Камчатской области.

Регистрация указанного кандидата произведена на основании представленных подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, содержащихся в подписных листах.

В соответствии с п. п. 1 и 8 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Форма подписного листа устанавливается законом.

В силу п. 17 ст. 2 названного Федерального закона под “законом“ понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации.

Форма подписного листа и требования к его содержанию для регистрации кандидатом на должность губернатора Камчатской области установлены ст. 32 Закона Камчатской области и указаны в приложении N 3 к названному Закону, являющимся его неотъемлемой частью, согласно которым в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, гражданство Российской Федерации, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата.

В соответствии с подп. 5, 6 п. 5 ст. 36 Закона Камчатской области основаниями отказа в регистрации кандидата может быть недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, а также недостоверность сведений, представляемых кандидатом в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 28 настоящего Закона, устанавливающим, что в подаваемом кандидатом в избирательную комиссию заявлении о согласии баллотироваться указываются сведения биографического характера, в том числе основное место работы или службы и занимаемая должность.

Согласно п. п. 22, 23 ст. 3 Закона Камчатской области недействительными считаются подписи, собранные с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа, а недостоверными - подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом.

В подп. 11 п. 9 ст. 35 Закона Камчатской области определено, что недействительными считаются все подписи в подписном листе, изготовленном не по форме в соответствии с приложением N
3 к настоящему Закону.

Как видно из материалов дела, установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, в числе сведений о кандидате Н. указаны сведения в следующем объеме:

- местожительство: пгт. Усть-Камчатск Камчатской области;

- место работы: администрация Усть-Камчатского районного муниципального образования Камчатской области Российской Федерации;

- занимаемая должность: глава Усть-Камчатского районного муниципального образования Камчатской области Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона Камчатской области и приложением N 3 к нему в числе сведений о кандидате должно быть указано место жительства.

Избирательное законодательство содержит понятия “место жительства“ и “адрес места жительства“, которые, как правильно указал суд, неравнозначные, что следует из содержания п. 5 ст. 2, пунктов 4, 5 ст. 4, п. 2 ст. 33, ст. 54, ст. 63 Федерального закона N 67-ФЗ и п. 4 ст. 3, пунктов 5, 7 ст. 31, п. 1 ст. 32 Закона Камчатской области и содержания приложений N 1, N 1а, N 3 к нему.

Так, согласно приложению N 1 к Закону Камчатской области в уведомлении избирательной комиссии Камчатской области о выдвижении себя кандидатом на замещение должности губернатора Камчатской области кандидат должен указать адрес места жительства. Также адрес места жительства кандидата должны указывать избирательные объединения или избирательные блоки в направляемом в избирательную комиссию уведомлении, в случае если кандидат на замещение должности губернатора Камчатской области в губернаторы выдвигается ими (приложение N 1а). Между тем в приложении N 3 к Закону Камчатской области, определяющем форму подписного листа, достаточным является указание лишь места жительства кандидата.

Анализ названных правовых норм, как обоснованно указал суд, свидетельствует о том, что содержащееся в избирательном законодательстве РФ
понятие “место жительства“ включает в себя наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, тогда как понятие “адрес места жительства“ включает в себя еще и наименование улицы, номера дома и квартиры гражданина.

Поскольку согласно п. 1 ст. 32 Закона Камчатской области и приложению N 3 к названному Закону в подписных листах должно быть указано место жительства кандидата, вывод суда о том, что указание кандидатом Н. своего места жительства как пгт. Усть-Камчатск Камчатской области соответствует требованиям закона, а отсутствие в подписных листах кандидата Н. наименования улицы, номера дома и квартиры, на что указывает заявитель, не свидетельствует о нарушении формы подписного листа, является правильным.

Ссылка заявителя Б. на Закон РФ от 25 июня 1993 г. “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“ и “Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации“ от 17 июля 1995 г. N 713, определяющие место жительства как жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды, как обоснованно указал суд, не может служить основанием для противоположного вывода, поскольку указанные нормативные правовые акты непосредственно не регулируют правоотношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, эти правоотношения регулируются специальным законодательством - избирательным.

Доводы представителя заявителя
о недостоверности указанных кандидатом Н. сведений о месте своей работы и занимаемой должности в подписных листах, и о занимаемой должности также в уведомлении о самовыдвижении и заявлении о согласии баллотироваться на должность губернатора Камчатской области, суд обоснованно признал несостоятельными.

При этом суд правильно исходил из того, что указание в подписных листах в части, касающейся сведений о месте работы и занимаемой должности кандидата, дополнительных элементов, а именно, место работы: администрация Усть-Камчатского районного муниципального образования “Камчатской области Российской Федерации“; занимаемая должность: глава Усть-Камчатского районного муниципального образования “Камчатской области Российской Федерации“, само по себе не свидетельствует о недостоверности таких сведений. Эти сведения судом правильно оценены с учетом их значимости для формирования у избирателей мнения о кандидате. В этой связи суд пришел к обоснованному выводу, что указание Н. в подписных листах сведений в такой форме не могло повлиять на формирование у избирателей, поставивших свои подписи, мнения о кандидате, повлечь какое-либо иное толкование или сомнение относительно данных о личности кандидата, равно как и не вводило в заблуждение избирательную комиссию Камчатской области, в распоряжении которой на момент проверки подписных листов находилась трудовая книжка Н., содержащая соответствующие сведения о месте его работы и занимаемой им должности.

Кроме того, суд правильно исходил из того, что приложение N 3 к Закону Камчатской области не содержит каких-либо ограничений относительно объема сведений, касающихся основного места работы кандидата.

Обоснованно признан несостоятельным и довод представителя заявителя, со ссылкой на положения Устава Усть-Камчатского районного муниципального образования о том, что Н. в представленных в избирательную комиссию уведомлении о самовыдвижении и заявлении о согласии баллотироваться на должность губернатора Камчатской
области указал недостоверные сведения о занимаемой им должности, а именно глава Усть-Камчатского районного муниципального образования.

При этом суд правильно указал, что из записей в его трудовой книжке, а также положений ст. ст. 13, 23 вышеназванного Устава, следует, что изначальное и полное наименование занимаемой Н. должности - “Глава Усть-Камчатского районного муниципального образования“, а сокращенное и равнозначное наименование, используемое в тексте Устава - “Глава района“. Тем самым как в подписных листах, так и других представленных документах занимаемая Н. должность указана правильно и достоверно в соответствии с Уставом Усть-Камчатского районного муниципального образования и трудовой книжкой.

С учетом указанных обстоятельств является правильным вывод суда о том, что все подписные листы в поддержку самовыдвижения кандидата Н. в части сведений, касающихся кандидата, изготовлены без нарушения требований закона, а представленные Н. в избирательную комиссию Камчатской области сведения, касающиеся места его работы и занимаемой должности, соответствуют действительности и не являются недостоверными.

Довод представителя заявителя о том, что избирательная комиссия ненадлежащим образом провела проверку достоверности и действительности подписей избирателей, в связи с чем из подписных листов не было исключено, в частности, 829 недействительных и недостоверных подписей избирателей, как правильно указал суд, основан на предположениях и субъективном восприятии представителя заявителя содержащихся в подписных листах данных. В подтверждение факта ненадлежащего выполнения избирательной комиссией своих обязанностей по проведению проверки достоверности и действительности 829 собранных в поддержку выдвижения Н. подписей избирателей доказательств заявителем суду представлено не было.

Что касается недействительности 58 подписей (33 + 25) по указанным в заявлении основаниям, то Судебная коллегия исходит из того, что даже в том случае, если их считать недействительными, то для регистрации кандидата Н. достаточно оставшегося числа подписей избирателей.

Соглашаясь с решением суда, Судебная коллегия учитывает и то, что не был лишен права на участие в работе избирательной комиссии по проверке подписей и сам заявитель, который как кандидат на должность губернатора Камчатской области, представивший к этому времени в ту же избирательную комиссию документы для своей регистрации, имел такое право в силу п. 20 ст. 29 и п. 7 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, но им не воспользовался ни лично сам, ни через доверенное лицо, ни путем назначения члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Непривлечение избирательной комиссией при проверке подписей экспертов, на что также указал в судебном заседании представитель заявителя, как обоснованно указал суд, само по себе не свидетельствует о нарушении процедуры проверки подписей, поскольку согласно п. 3 ст. 35 Закона Камчатской области привлечение экспертов к проверке подписей - это право, а не обязанность избирательной комиссии Камчатской области.

Кроме того, в соответствии с подп. “а“ п. 5 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, предусмотренным пунктом 23 статьи 38 данного Закона.

Поскольку, как видно из материалов дела, до дня регистрации кандидата Н. Б. не был лишен возможности ознакомиться с его подписными листами, то есть обстоятельства, связанные с достоверностью и действительностью подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата Н., а также другие, указанные в заявлении в суд обстоятельства могли быть известны заявителю, положения пункта 5 статьи 76 Федерального закона “Об основных гарантиях...“ в данном случае в отношении кандидата Н. не могут быть применены судом.

Вывод суда основан на анализе действующего избирательного законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе Б., проверялись судом, и по основаниям, изложенным в решении суда, правильно признаны несостоятельными.

Ссылка в кассационной жалобе на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2004 г. по делу N 5-Г04-21 не свидетельствует о незаконности решения суда, так как обстоятельства настоящего дела иные.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Камчатского областного суда от 5 ноября 2004 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.