Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2004 N 46-Г04-21 В удовлетворении заявления о назначении даты выборов председателя правительства области отказано правомерно, так как основания для назначения выборов отсутствуют, поскольку согласно уставу области высшим должностным лицом области является губернатор, который возглавляет правительство области, а председателем правительства является вице-губернатор.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 октября 2004 года

Дело N 46-Г04-21

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Емышевой В.А.,

Меркулова В.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению К. и Ч. о назначении даты выборов руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Председателя Правительства Самарской области по кассационной жалобе К. и Ч. на решение Самарского областного суда от 10.08.2004, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., объяснения Ч., представляющего также и интересы К., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей оставить решение без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

К. и Ч. обратились в суд с заявлением о назначении выборов руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Председателя Правительства Самарской области.

Свое заявление мотивируют тем, что высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - Самарской области является Правительство Самарской области. Руководителем Правительства Самарской области является Председатель Правительства. В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ РФ N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ должность руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ замещается на основе выборов.

До настоящего времени дата выборов Председателя Правительства Самарской области не назначена.

В судебном заседании Ч. требования поддержал, ссылаясь на нарушение своих и своего доверителя избирательных прав и просил назначить выборы
Председателя Правительства Самарской области на 31.10.04.

Представители заинтересованных лиц - Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательной комиссии Самарской области - в судебное заседание не явились, в письменном отзыве возражали против удовлетворения требований как не основанных на законе, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представители Самарской Губернской Думы Т., губернатора Самарской области, администрации Самарской области и Правительства Самарской области М. также не признали требования заявителей.

Решением Самарского областного суда от 10.08.2004 в удовлетворении требований отказано.

К. и Ч. подали кассационную жалобу, в которой просят решение отменить и принять новое, которым требования удовлетворить. Полагают, что суд неправильно применил материальный закон, дал ошибочную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что основания для назначения выборов руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Самарской области, предусмотренные ч. 5 ст. 10 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, отсутствуют, т.к. согласно Уставу Самарской области высшим должностным лицом Самарской области является губернатор Самарской области, который возглавляет Правительство Самарской области и избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Самарской области.

Вывод суда основан на законе.

Согласно части 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.99. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ установлена система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которую составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской федерации, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 указанного Закона в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 18 указанного выше Федерального закона высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, за исключением случаев, когда на день вступления в силу настоящего Федерального закона конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрено наделение гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) путем избрания его специально созываемым собранием представителей.

В пп. “в“ ч. 7 ст. 18 указанного Закона предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) формирует высший исполнительный
орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Статьей 91 Устава Самарской области установлено, что высшим должностным лицом Самарской области является губернатор Самарской области. Губернатор Самарской области возглавляет Правительство Самарской области и избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Самарской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 92 Устава).

Правительство Самарской области является высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области (ст. 100 Устава) и формируется губернатором Самарской области (ст. 95) после его избрания.

Согласно ст. 101 Устава Самарской области Правительство Самарской области состоит из председателя Правительства Самарской области (вице-губернатора Самарской области), первого заместителя председателя Правительства Самарской области, двух заместителей председателя Правительства Самарской области и министров Самарской области. Председатель Правительства Самарской области, его заместители и министры назначаются губернатором Самарской области (ст. ст. 95, 101 Устава).

Председатель Правительства Самарской области обеспечивает оперативное руководство деятельностью Правительства Самарской области и организует его работу (ст. 101 Устава).

Суд первой инстанции правильно отверг доводы заявителей о том, что губернатор Самарской области не может быть одновременно высшим должностным лицом Самарской области и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Самарской области, что Правительство Самарской области должен возглавлять Председатель Правительства, избранный населением, поскольку эти доводы заявителей не основаны на законе.

Доводы кассационной жалобы о том, что выводы суда не основаны на законе, что суд неправильно истолковал закон, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.

Ссылки заявителей на то, что нарушаются их избирательные права, необоснованны, поскольку гарантии избирательных прав и права на участие
в референдуме - это установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (п. 11 ст. 2 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“). Включение в состав выборных иной должности, помимо указанных в федеральном законе, не относится к условиям, правилам и процедурам проведения выборов и референдума.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Самарского областного суда от 10 августа 2004 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу К., Ч.- без удовлетворения.