Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 03.11.2004 N 91-Г04-11 Заявление о признании незаконным постановления избирательной комиссии передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку судья вынес определение не по тем требованиям, которые были заявлены.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 ноября 2004 года

Дело N 91-Г04-11

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Еременко Т.И.,

Маслова А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению К. о признании незаконным постановления избирательной комиссии Псковской области от 9 октября 2004 года N 59/308 по частной жалобе К. на определение судьи Псковского областного суда от 21 октября 2004 года, которым определено: возвратить К. заявление о признании незаконным постановления избирательной комиссии Псковской области от 9 октября 2004 года N 59/308.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

К., зарегистрированный как кандидат на должность главы администрации Псковской области, обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления избирательной комиссии Псковской области от 9 октября 2004 года N 59/308 о регистрации на должность главы администрации Псковской области М. из-за несоблюдения последним требований ч. 8 ст. 32 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

По делу постановлено указанное выше определение.

К. подал частную жалобу, в которой просит определение отменить и направить материал для рассмотрения по существу в тот же суд.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит определение подлежащим отмене.

Как видно из содержания заявления К. он, считает, что кандидат на должность главы администрации Псковской области М. не
обладает пассивным избирательным правом на соответствующих выборах, что является нарушением его (заявителя) прав и свобод и препятствует в реализации права быть избранным главой администрации Псковской области.

По этому основанию в п. 3 ст. 76 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ предусмотрена специальная мера правового реагирования - аннулирование регистрации кандидата в случаях утраты им пассивного избирательного права, а органом осуществления аннулирования регистрации по этому основанию является не суд, а соответствующая избирательная комиссия.

Поскольку каких-либо данных в подтверждение выполнения установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора заявителем в суд не представлено, поэтому согласно п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ его заявление подлежит возвращению.

С таким утверждением судьи согласиться нельзя.

Согласно п. 3 ст. 76 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, на который имеется ссылка в определении, регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае утраты им пассивного избирательного права.

Как видно из материалов, К., обращаясь в суд, не ставил вопроса об аннулировании регистрации М. в связи с утратой им пассивного избирательного права, а утверждал, что на выборы главы администрации Псковской области у того не возникло пассивного избирательного права, поскольку, по утверждению заявителя, законодательство Псковской области не допускает замещение должности главы администрации Псковской области одним лицом более двух сроков подряд.

Поскольку судья вынес определение не по тем требованиям, которые заявил К., кроме того, неправомерно, вопреки п. 8 ст. 75 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, посчитал,
что обращение в избирательную комиссию Псковской области является обязательным досудебным порядком рассмотрения спора, и исходя из того, что заявитель оспаривал постановление избирательной комиссии Псковской области от 9 октября 2004 года о регистрации на должность главы администрации Псковской области М, его заявление в соответствии со ст. 75 п. 2 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ и ст. 26 п. 4 ГПК РФ подлежит рассмотрению областным судом.

Руководствуясь ст. 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

определение Псковского областного суда от 21 октября 2004 г. отменить и передать вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.