Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.10.2004 N Ф04-7637/2004(5816-А70-27) по делу N А70-5267/25-2004 Налоговый орган неправомерно приостановил банковские операции налогоплательщика, поскольку решение о таком приостановлении может приниматься в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 октября 2004 года Дело N Ф04-7637/2004(5816-А70-27)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Унисон“ г. Тюмени на решение от 03.08.2004 и определение об отклонении замечаний на протокол судебного заседания от 09.08.2004 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-5267/25-2004 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Унисон“ к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по г. Тюмени,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Унисон“ (далее по тексту ООО “Унисон“) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным решения N
09-10/5437/1047ДСП/9289ДСП о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, вынесенного инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по г. Тюмени (далее по тексту Инспекция).

В обосновании заявления ООО “Унисон“ указало, что доводы, указанные в качестве основания для вынесения решения, не соответствуют обстоятельствам дела, Инспекцией нарушены требования статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации и ЗАО “Унисон“ на момент вынесения решения прекратило свое существование в результате реорганизации.

Решением арбитражного суда от 03.08.2004 в удовлетворении заявления ООО “Унисон“ отказано.

Принимая решение, суд отклонил ссылку заявителя на статью 88 НК РФ, указав, что согласно пункту 2 статьи 76 НК РФ решение принимается в течение двух недель по истечении установленного срока представления декларации, а не в течение двух недель с момента ее получения налоговым органом, и применил пункты 1, 2, 9 статьи 50 НК РФ.

Апелляционной инстанцией арбитражного суда дело не рассматривалось.

ООО “Унисон“ в кассационной жалобе просит отменить принятое решение, и принять по делу новое решение, и отменить определение об отклонении замечаний на протокол судебного заседания.

По мнению ООО “Унисон“, суд дал неправильное толкование статьи 76 НК РФ, приказ МНС РФ N БГ-3-24/453 от 13.08.2003 не содержит пункта 5, на который сослался суд в принятом решении, и сам приказ утратил силу 18.11.2003, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, считает ее подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ЗАО “Унисон“ 23.09.2003 уплатило налог на операции
с ценными бумагами и 26.09.2003 представило в Инспекцию расчет (декларацию) по уплаченному налогу.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Инспекция 23.01.2004 направила в адрес ЗАО “Унисон“ информационное письмо N 4-12/4626 о неправильности предоставления бухгалтерской отчетности, которым сообщила, о том, что представленная декларация не может быть принята к исполнению в связи с тем, что отсутствуют печати, и предложила представить данную декларацию повторно.

При этом в письме не содержится указаний на недостоверность сведений, отраженных в представленной налоговой декларации.

Факт получения данного письма ООО “Унисон“ отрицает, указывая на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства его отправления.

02.06.2004 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица ЗАО “Унисон“ путем реорганизации в форме преобразования, и в этот же день в Инспекцию на налоговый учет поставлено ООО “Унисон“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: текст документа соответствует оригиналу.

В соответствии с требованиями подпункта 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском

На основании пункта 2 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации “О налоге на операции с ценными бумагами“ от 12.12.1991 N 2023-1, регламентирующей порядок и сроки уплаты налога, в течение трех рабочих дней со дня уплаты налога плательщик
представляет в соответствующий налоговый орган расчет (декларацию) суммы налога с указанием общего объема выпуска ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 5 Порядка заполнения расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13 августа 2003 г. N БГ-3-24/453, зарегистрированного в Минюсте РФ 4 сентября 2003 г. N 5042, сведения, указанные на странице, в строке “Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю“, заверяются подписью одного из тех лиц, которое подтверждает достоверность сведений на первой странице, и печатью организации-плательщика, а также проставляется дата подписания.

Из пункта 2 статьи 76 НК РФ следует, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может также приниматься в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации.

Пунктом 1 статьи 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.

Согласно пункту 9 данной статьи Кодекса при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Из материалов дела следует, что преобразование ЗАО “Унисон“ в ООО “Унисон“ произошло в результате изменения организационно-правовой формы юридического лица. При таких обстоятельствах права и обязанности ЗАО “Унисон“ перешли к ООО “Унисон“.

Кассационная инстанция считает, что суд дал правильное толкование вышеназванным нормам права и доводы ООО “Унисон“ в этой части по изложенным мотивам признает несостоятельными.

Вместе с тем арбитражный суд кассационной инстанции вывод суда о
том, что факт представления налоговой декларации, оформленной ненадлежащим образом, следует рассматривать как факт непредставления декларации, считает не соответствующим нормам права и обстоятельствам дела.

Представление указанной декларации подтверждается материалами дела и Инспекцией не отрицается.

Оснований отказа в приеме налоговых деклараций Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Из смысла статьи 88 НК РФ и ее толкования в правоприменительной практике следует, то ошибки в заполнении представленных документов, в том числе и налоговой декларации, выявляются в ходе камеральной проверки и по характеру могут быть самыми разнообразными.

Согласно данной статье Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Данные обстоятельства имели место в рассматриваемых спорных правоотношениях.

При таких обстоятельствах вывод суда о непредставлении ООО “Унисон“ налоговой декларации не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 2 статьи 76 НК РФ приостановление операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может приниматься в случае непредставления налоговой декларации, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что принятое решение подлежит отмене, а кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Кассационная инстанция арбитражного суда доводы ООО “Унисон“, содержащиеся в кассационной жалобе относительно определения суда от 09.08.2004 об отклонении замечаний на протокол судебного заседания оставляет без рассмотрения, поскольку обжалование такого определения нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено.

Принимая во внимание, что арбитражным судом установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, кассационная инстанция считает возможным
отменить обжалуемое решение и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 и статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 03.08.2004 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-5267/25-2004 отменить и принять по делу новое решение.

Требование общества с ограниченной ответственностью “Унисон“ удовлетворить.

Решение N 09-10/5437/1047ДСП/9289ДСП от 22.06.2004 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке инспекции Министерства Российской Федерации по г. Тюмени N 3 признать недействительным.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью “Унисон“ из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, по квитанциям от 02.07.2004 и от 20.09.2004.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.