Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.09.2004 N Ф04-6947/2004(А67-5051-27) Налоговый агент в спорном правоотношении не был обязан удерживать налог на доходы физических лиц с сумм суточных расходов, выплаченных сверх нормы, установленной Правительством РФ, т.к. Постановление, на которое ссылается налоговый орган, распространяется только на бюджетные организации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 29 сентября 2004 года Дело N Ф04-6947/2004(А67-5051-27)“

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Томсктрансгаз“ (далее - ООО “Томсктрансгаз“) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Томску (далее - Инспекция) N 119/3-ЗОВ от 30.03.2004.

В обоснование заявленных требований ООО “Томсктрансгаз“ ссылается на то, что оспариваемое решение подлежит отмене, поскольку ответчиком нарушен установленный статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации срок проведения выездной налоговой проверки, который не должен превышать двух месяцев. Кроме того, заявитель считает необоснованным вывод налогового органа о том, что за
2002 г. налоговым агентом не выполнены обязанности по удержанию налога на доходы физических лиц в размере 338 руб. при выплате командировочных расходов (суточных), размер которых превышает нормы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды компенсационных выплат в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, связанных с исполнением трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов).

Решением суда от 17.06.2004 заявленные требования удовлетворены частично.

Суд признал недействительным решение N 119/3-ЗОВ от 30.03.2004 в части привлечения общества к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию (за 2001 - 2002 годы) и перечислению, в виде штрафа в размере 67 рублей 60 копеек по обособленным подразделениям: аппарат управления - 20 рублей 80 копеек, база ПТО и К в части 7 рублей 80 копеек, Новокузнецкое ЛПУ - 39 рублей; в части предложения удержать с доходов физических лиц и перечислить в бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений налог на доходы физических лиц в размере 338 рублей по обособленным подразделениям: аппарат управления - 104 рублей, база ПТО и К в части 39 рублей, Новокузнецкое ЛПУ - 195 рублей; в части предложения перечислить в добровольном порядке суммы налоговых санкций в размере 67 рублей 60 копеек; в части предложения перечислить пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц по указанным выше подразделениям в удовлетворенной судом части. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.

В кассационной
жалобе Инспекция просит отменить состоявшийся судебный акт и принять по делу новое решение: в удовлетворении заявленных требований отказать.

По мнению подателя жалобы, суд не учел то обстоятельство, что суммы суточных расходов, выплаченных сверх нормы, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации “Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией“ от 08.02.2002 N 93, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

В отзыве на кассационную жалобу ООО “Томсктрансгаз“ просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела в ООО “Томсктрансгаз“ выездную налоговую проверку по вопросу правильности исчисления и удержания, своевременности и полноты перечисления налога на доходы физических лиц и целевых сборов с физических лиц, в том числе и в 13 структурных подразделениях.

Из акта N 77/3-ЗОВ от 20.02.2004 выездной налоговой проверки следует, что агентом не исполнены обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц за 2000 - 2002 годы в результате неправомерного неполного удержания в общем размере 15621 рубля, не удержан и не перечислен налог на доходы физических лиц за 2002 г. в сумме 338 рублей в результате невключения в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц в целях налогообложения
суммы оплаты суточных расходов по командировке сверх установленных законодательством норм, в том числе по обособленным подразделениям: Новокузнецкое ЛПУ МГ - 195 рублей, база ПТО и К - 39 рублей, аппарат управления - 104 рубля; непредставление в налоговый орган сведений о выплаченных физическим лицам доходах за 2000 - 2001 годы в количестве 10 документов; невыполнение налоговым агентом обязанности по перечислению удержанных сумм целевых сборов с физических лиц в результате неправомерного неполного перечисления сборов, подлежащих перечислению, в размере 3 рублей; выявлены нарушения ООО “Томсктрансгаз“ установленных налоговым законодательством сроков перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц и целевых сборов, удерживаемых с физических лиц.

По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией вынесено решение N 119/3-ЗОВ от 30.03.2004 о привлечении ООО “Томсктрансгаз“ к налоговой ответственности:

по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию (за 2001 - 2002 годы) и перечислению, в виде штрафа в размере 699 рублей, в том числе аппарат управления - 20 рублей 80 копеек, база ПТО и К - 37 рублей, Новокузнецкое ЛПУ - 39 рублей, Александровское РВУ - 21 рубль, управление связи - 83 рублей 20 копеек, ПТУРНТО - 498 рублей;

по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм целевых сборов с физических лиц, подлежащих перечислению, в виде штрафа в размере 60 копеек;

по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган сведений (справок) о выплаченных физическим лицам доходах в виде штрафа в размере 500
рублей.

Также обществу предложено удержать с доходов физических лиц и перечислить в бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений в установленном законом порядке налог на доходы физических лиц в размере 13281 рубля, в том числе налог на доходы физических лиц за 2002 г. в сумме 338 рублей по обособленным подразделениям: аппарат управления - 104 рубля, Новокузнецкое ЛПУ МГ - 195 рублей, база ПТО и К - 39 рублей; перечислить в добровольном порядке суммы налоговых санкций; перечислить сумму удержанных и неперечисленных целевых сборов с физических лиц в размере 3 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 84686 рублей 35 копеек, пени за несвоевременную уплату целевых сборов, удерживаемых с физических лиц, в размере 754 рублей 70 копеек.

Считая данное решение налогового органа недействительным, общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции обоснованно посчитал требования заявителя подлежащими удовлетворению в части, поскольку довод налогового органа о нарушении заявителем положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 208, статьи 210, пункта 3 статьи 217, статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившемся в невключении в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в целях налогообложения сумм оплаты суточных расходов по командировкам сверх установленных законодательством норм, что повлекло неудержание и неперечисление налога на доходы физических лиц за 2002 г. в сумме 338 рублей, в том числе по обособленным подразделениям: аппарат управления - 104 рубля, база ПТО и К - 39 рублей, Новокузнецкое ЛПУ МГ - 195 рублей, не основан на действующем законодательстве Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не
подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

Из анализа нормы пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при определении норм суточных для целей исчисления налога на доходы физических лиц следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом в
статье 168 Трудового кодекса РФ подчеркнуто, что размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета, то есть определен минимальный размер командировочных расходов.

Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации должны устанавливаться размеры возмещения командировочных расходов для работников бюджетных организаций. Что касается работников коммерческих организаций, то законодательством делается отсылка к коллективному договору либо локальному нормативному акту организации. Последними и должны быть определены порядок и размеры (не ниже, чем в бюджетных организациях) возмещения командировочных расходов работников.

Нормы возмещения командировочных расходов для работников бюджетных организаций с 01.01.2002 устанавливались Приказом Министерства финансов Российской Федерации “Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации“ от 06.07.2001 N 49н (с изменениями от 09.11.2001), изданным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации “О нормах возмещения командировочных расходов“ от 26.02.92 N 122. Указанные акты утратили силу с 01.01.2003 в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации “О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет федерального бюджета“ N 729 от 02.10.2002.

Указанные в данных актах нормы должны стать минимальным уровнем норм возмещения командировочных расходов для работников коммерческих организаций, основной размер которых должен устанавливаться юридическим лицом самостоятельно в коллективном договоре либо локальном нормативном акте. То есть под действие указанных выше нормативных актов подпадают только бюджетные организации.

Согласно статье 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.

Таким образом, локальным нормативным актом может быть и приказ руководителя организации, и соответствующее положение, утвержденное в установленном порядке, которыми могут устанавливаться
предельные нормы возмещения работникам командировочных расходов.

Ссылка налогового органа на Постановление Правительства Российской Федерации “Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией“ от 08.02.2002 N 93 обоснованно признана судом первой инстанции неосновательной, поскольку его название и его содержание определяют, что оно применяется только в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела наличие в ООО “Томсктрансгаз“ локального нормативного акта, устанавливающего размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками.

Полномочий для переоценки доказательств и выводов суда кассационная инстанция не имеет.

По изложенным мотивам арбитражный суд кассационной инстанции считает, что, принимая судебный акт, суд первой инстанции правильно применил нормы права, выводы, содержащиеся в решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17.06.2004 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-5683/04 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Томску - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.