Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.09.2004 N Ф04-6003/2004(А27-4220-33) Поскольку платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ являются фискальным сбором неналогового характера, на плательщика не может быть возложена обязанность по уплате пеней за их несвоевременное перечисление в бюджет, а суммы недоимки не могут быть погашены путем зачета переплаты по налогам без письменного заявления налогоплательщика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 6 сентября 2004 года Дело N Ф04-6003/2004(А27-4220-33)“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Кузбассэнерго“ (далее - ОАО “Кузбассэнерго“), г. Кемерово, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка (далее - налоговая инспекция) по проведению зачета переплаты по платежам за нормативные и сверхнормативные выбросы в счет задолженности по пеням по платежам за нормативные и сверхнормативные выбросы в размере 96541,11 руб.

Заявитель свои требования обосновал тем, что налоговый орган в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О
и Законом РСФСР “Об охране окружающей природной среды“ не вправе был начислять пени за несвоевременное перечисление в бюджет платы за загрязнение окружающей природной среды, поскольку это не налог, и не мог зачесть в счет уплаты данных пеней сумму переплаты налогоплательщиком по указанному платежу.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.02.2004, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 25.05.2004 без изменения, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поддержанной представителями в судебном заседании, налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов арбитражного дела следует, что налоговой инспекцией был проведен самостоятельный зачет переплаты ОАО “Кузбассэнерго“ по платежам за нормативные и сверхнормативные выбросы в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по пеням по указанным платежам в сумме 96541,11 руб.

О проведении зачета налогоплательщик извещен налоговым органом путем направления уведомления от 06.08.2003 N 13889.

Несогласие с указанными действиями налогового органа послужило основанием для обращения налогоплательщика с настоящим заявлением в суд.

Принимая решение об удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд исходил из того, что платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы являются фискальным сбором, сроки уплаты платежей законодательством о налогах и сборах
не установлены, начисление пеней, а следовательно, и произведение зачета в счет суммы задолженности по пеням неправомерны.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и полагает, что суд апелляционной инстанции правомерно указал, что в соответствии с определением Конституционного Суда РФ N 284-О от 10.12.2002 сборы, предназначенные для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер.

Плата за загрязнение окружающей среды исходя из ее общих элементов, закрепленных Законом РСФСР от 19.12.91 “Об охране окружающей природной среды“, а также Постановлением Правительства РФ N 632 от 28.08.92 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды“, относится к индивидуально-возмездным компенсационным платежам, то есть является фискальным сбором.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате пеней возникает у налогоплательщика в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Поскольку плата за загрязнение окружающей природной среды относится к неналоговым сборам, то и нормы Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие порядок исчисления, уплаты налогов и сборов, на платежи за загрязнение окружающей природной среды не распространяются.

В соответствии со статьей 176 Налогового кодекса РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей
налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Поскольку с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.12.2002 N 284-О, плата за загрязнение природной среды является фискальным сбором неналогового характера, постольку согласно пункту 3 статьи 1, статьям 2, 8 Налогового кодекса РФ применение к платежу за загрязнение природной среды налогового законодательства, в том числе правил статей 75, 78 и 176 Налогового кодекса РФ, является необоснованным.

Данная правовая позиция означает в том числе, что на налогоплательщика не может быть возложена обязанность по начислению и уплате пеней за несвоевременное внесение в бюджеты платы за загрязнение природной среды, суммы недоимки по платежам не могут быть погашены путем проведения зачета переплаты по другим налогам без письменного заявления плательщика. Заявление о зачете переплаты суммы НДС, в отношении которой у налогоплательщика возникло право на возмещение в счет платежей за загрязнение природной среды, и пеней ОАО “Кузбассэнерго“ в налоговый орган не направляло. Недоимки по платежам за загрязнение природной среды не могут быть взысканы с плательщика в порядке, установленном статьями 46, 47 Налогового кодекса РФ.

Исходя из этого, суд правомерно указал, что действия налогового органа по проведению зачета суммы излишне уплаченного налога в счет задолженности по пеням противоречат требованиям действующего законодательства о налогах и сборах.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не Налогового кодекса РФ.

Таким образом, первая и апелляционная инстанции суда
всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Налогового кодекса РФ не имеет.

В связи с изложенным оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция

ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 28.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 17.05.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16100/03-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.