Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2004 N Ф04/3377-785/А03-2004 Привлечение к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении пассажирских перевозок признано незаконным и отменено, так как налоговый орган не представил доказательств осуществления перевозки пассажиров в момент проверки и получения за оказанную услугу платы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 21 июня 2004 года Дело N Ф04/3377-785/А03-2004“

(извлечение)

Предприниматель Еньшин Антон Павлович, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица (далее по тексту - предприниматель Еньшин А.П.), обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 120247 по делу об административном правонарушении от 16.01.2004, вынесенного руководителем Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Барнаула (далее по тексту - Инспекция).

В обоснование заявленных требований предприниматель Еньшин А.П. сослался на пункт 3 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“, как не предусматривающий применение контрольно-кассовой техники при осуществлении пассажирских перевозок.

Решением арбитражного суда от 01.03.2004 заявление предпринимателя Еньшина А.П. удовлетворено, постановление N 120247 от 16.01.2004 Инспекции признано незаконным и отменено.

Принятое решение основано на выводе суда о недоказанности Инспекцией обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого постановления, которое не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.

По мнению суда, в акте от 14.01.2004 и протоколе от 15.01.2004 отсутствуют сведения о том, каким образом была оказана услуга маршрутного такси.

Апелляционной инстанцией арбитражного суда дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить обжалуемый судебный акт и принять по делу новое решение - в удовлетворении заявления предпринимателя Еньшина А.П. отказать.

По мнению Инспекции, вывод суда о недоказанности факта осуществления предпринимателем услуги по перевозке пассажиров маршрутным такси не обоснован.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статьи 284 и статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм права при принятии обжалуемого решения, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает оснований для его отмены.

Из материалов дела следует, что Инспекцией 13.01.2004 проведена проверка исполнения Федерального закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон о применении ККТ), о чем составлен акт N 000646 серии ГОЛ-03 и протокол N 120247 об административном правонарушении от 15.01.2004.

По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией вынесено постановление N 120247 о привлечении предпринимателя Еньшина А.П. к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
и наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 3000 руб.

Согласно статье 2 Закона о применении ККТ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

На момент проверки у водителя отсутствовали бланки строгой отчетности - билеты на проезд, выдаваемые пассажирам в подтверждение произведенной оплаты за проезд в городском наземном общественном транспорте.

В соответствии с требованиями статьи 5 этого Закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, перечислены в части 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ.

Деятельность по осуществлению услуг по перевозке пассажиров маршрутным такси в данной норме не указана.

Ответственность за неисполнение требований Закона о применении ККТ предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства:

1) наличие события административного
правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

На основании статьи 26.3 КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Факт отсутствия контрольно-кассовой машины в маршрутном такси на момент проверки и в предшествующий ей период подтвержден протоколом N 120247 об административном правонарушении и объяснениями предпринимателя Еньшина А.П. и водителя Гладилова О.А.

На момент проверки у водителя Гладилова О.А. имелись деньги в сумме 100 руб. Согласно его объяснениям “излишек в сумме 100 руб. является сегодняшней выручкой“, согласно объяснениям
предпринимателя Еньшина А.П. излишек в сумме 100 руб. является сменной выручкой маршрутного такси.

Данные обстоятельства свидетельствуют об оказании предпринимателем Еньшиным А.П. услуг населению по пассажирским перевозкам и осуществлении денежных расчетов за оказываемые услуги без применения контрольно-кассовой машины в день проведения проверки.

Вместе с тем в соответствии с принципом презумпции невиновности, закрепленным статьей 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом требований статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются место, время совершения и событие административного правонарушения.

В постановлении по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ излагаются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

В протоколе N 120247 об административном правонарушении от 15.01.2004 и постановлении N 120247 по делу об административном правонарушении от 16.01.2004 в качестве установленных по делу обстоятельств указано, что оказана услуга пассажирской перевозки стоимостью 7 руб., ККМ на момент проверки отсутствовала, по этой причине чек не выбит.

Доказательства осуществления перевозки пассажиров в момент проверки, получения за оказанную услугу платы в размере 7 руб. в материалах дела отсутствуют.

Обстоятельства получения платы в размере 100 руб. за услуги пассажирских перевозок и осуществления денежных расчетов с гражданами без применения контрольно-кассовой машины ни в протоколе, ни в постановлении не указаны.

По изложенным мотивам арбитражный суд кассационной инстанции доводы Инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, признает несостоятельными и не усматривает оснований для ее удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 01.03.2004 Арбитражного суда Алтайского
края по делу N А03-1148/04-33 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.