Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.06.2004 N Ф04/3158-1321/А27-2004 по делу N А27-934/2004-6 Налоговый орган не обладает полномочиями по бесспорному взысканию платы за загрязнение окружающей природной среды и не может применять меры, обеспечивающие исполнение решения о взыскании налога и сбора, поскольку положения Налогового кодекса РФ не распространяются на правоотношения по взиманию указанной платы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 7 июня 2004 года Дело N Ф04/3158-1321/А27-2004“

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на решение от 02.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-934/2004-6, А27-935/2004-6,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Кузбассэнерго“ (далее - ОАО “Кузбассэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными действий налоговой инспекции по проведению зачета переплаты налога на прибыль в счет задолженности по плате за
нормативные и сверхнормативные выбросы согласно уведомлениям от 31.10.2003 N N 4117, 4118, 4119.

Решением суда от 02.02.2004 заявленные требования удовлетворены.

Принимая судебный акт, суд первой инстанции указал, что налоговый орган не обладает полномочиями по бесспорному взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и не может применять меры, обеспечивающие исполнение решения о взыскании налога и сбора, поскольку положения Налогового кодекса Российской Федерации не распространяются на правоотношения по взиманию указанной платы.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить принятые судебные акты, принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает несостоятельными ссылки суда на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О. Указывает на преюдициальное значение постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.09.2003 по делу N Ф04/4377-1427/А27-2003.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель ОАО “Кузбассэнерго“ отклонил доводы кассационной жалобы.

ОАО “Кузбассэнерго“ представлен отзыв в материалы дела.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 31.10.2003 в адрес открытого акционерного общества “Кузбассэнерго“ поступило уведомление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации по г. Кемерово N 4117, 4118, 4119 о проведении зачета переплаты по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в счет платы за нормативные и сверхнормативные выбросы.

Несогласие ОАО “Кузбассэнерго“ с действиями налоговой инспекции послужило основанием для его обращения в суд с настоящим заявлением.

Принимая решения об удовлетворении заявленных
ОАО “Кузбассэнерго“ требований, суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, вынес законное и обоснованное решение.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы.

Указанные платежи в соответствии с пунктом 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О “По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“ и статьей 7 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия. Данные платежи не включаются в систему налогов, которая согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации подлежит установлению федеральным законом. Также рассматриваемые платежи не являются и сбором.

Таким образом, указанные платежи относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке, к которым не применяются положения Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49 признан недействующим пункт 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.12.92 N 632, в части взыскания сумм
платежей с природопользователей в безакцептном порядке.

При таких обстоятельствах вывод суда о нераспространении положений Налогового кодекса Российской Федерации на правоотношения по взиманию платы за нормативные и сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ является обоснованным.

Доводы кассационной жалобы о преюдициальности постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.09.2003 по делу N Ф04/4377-1427/А27-2003 судом кассационной инстанции не принимаются, так как в указанном судебном акте речь идет о полномочиях налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и своевременностью поступления платы за загрязнение окружающей природной среды в бюджет.

Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 02.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-934/2004-6, А27-935/2004-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.