Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2004 N Ф04/2689-558/А46-2004 Недоимки (долг по уплате налогов и взносов в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшиеся на 1 января 2001 г., и соответствующие пени исчисляются и уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части 2 Налогового кодекса РФ, а по задолженности, образовавшейся после 1 января 2001 г., пени исчисляются и уплачиваются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 17 мая 2004 года Дело N Ф04/2689-558/А46-2004“

(извлечение)

Закрытое акционерное общество “Строймеханизация N 1“ (далее - ЗАО “Строймеханизация N 1“) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса) о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Советскому административному округу города Омска (далее - Инспекция МНС) от 29.06.2001 N 3437 в части указания об уплате 532065 руб. пеней в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФ) и 305009,14 руб. пеней в
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (далее - Фонды ОМС).

В связи с реорганизацией ЗАО “Строймеханизация N 1“ и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Советскому административному округу города Омска судом в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса произведена их замена на правопреемников - ОАО “Строймеханизация N 1“ и Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Советскому административному округу города Омска.

Решением Арбитражного суда Омской области от 06.11.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 11.02.2004, требования ОАО “Строймеханизация N 1“ удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новый - об отказе ОАО “Строймеханизация N 1“ в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе. В судебном заседании представитель Инспекции МНС поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Отзыв на кассационную жалобу ОАО “Строймеханизация N 1“ не представлен.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и приведенные представителем Инспекции МНС в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС в адрес ЗАО “Строймеханизация N 1“ выставлено требование N 3437 от 29.06.2001, согласно которому заявитель имеет задолженность в сумме 1092109 руб., в т.ч. по пеням за задержку уплаты страховых взносов в ПФ и Фонды ОМС в суммах 769575 руб. и 306759,35 руб. соответственно, начисленных
филиалу ЗАО “Строймеханизация N 1“ - УМ-1.

Полагая, что выставление налоговым органом данного требования не основано на нормах действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, ЗАО “Строймеханизация N 1“ обратилось в арбитражный суд.

Признав требование Инспекции МНС от 29.06.2001 N 3437 в части указания об уплате 532065 руб. пеней в ПФ и 305009,14 руб. пеней в Фонды ОМС недействительным, Арбитражный суд Омской области ошибочно пришел к выводу, что при исчислении пеней за задержку уплаты страховых взносов подлежат применению нормы налогового законодательства, в частности положения пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса, согласно которому сумма пеней, начисленных на 01.01.99, но не уплаченных налогоплательщиком или не взысканных налоговым органом к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса, должна уплачиваться в размерах, начисленных на 01.01.99, но не более неуплаченной суммы налога.

В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса взносы в государственные социальные внебюджетные фонды отнесены к федеральным налогам и сборам. Статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ“ установлено, что “впредь до введения в действие статей 13, 14, 15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетные фонды, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, не взимаются“.

В указанных статьях взносы во внебюджетные фонды в качестве налоговых платежей не названы. В связи с тем, что данным Законом не установлены тарифы, порядок уплаты страховых взносов, последние отнесены к самостоятельному сбору и регулируются отдельными законодательными актами по внебюджетным фондам. Соответственно распространять действие Налогового
кодекса на отношения рассматриваемого периода как регулируемые специальным законодательством неправомерно.

Взыскание недоимки и пеней по страховым взносам в ПФ осуществлялось в спорном периоде в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1, и на основании Закона “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ...“. Принятые Федеральным законом РФ от 09.07.99 N 154-ФЗ в статью 9 Налогового кодекса дополнения и введение статьи 34-1 Налогового кодекса, а также изменения, внесенные Федеральным законом РФ N 154-ФЗ от 09.07.99, указанный выше Порядок не отменили и не изменили.

Согласно статье 7 Федерального закона РФ “О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ от 05.08.2000 N 118-ФЗ (далее - Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ) в статью 19 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в РФ“ внесено изменение: в перечень федеральных налогов включен “единый социальный налог (взнос)“, и, следовательно, с момента вступления в законную силу Федерального закона N 118-ФЗ, т.е. с 01.01.2001, отпали ограничения, предусмотренные статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ.

Данное положение закреплено также в абзаце 1 статьи 10 Федерального закона N 118-ФЗ от 05.08.2000, предусмотревшей, что “недоимки (задолженность по уплате налогов и взносов в ПФ РФ, ФСС РФ, ГФЗН РФ и ФОМС РФ), образовавшиеся на 01.01.2001, и соответствующие пени исчисляются и уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса РФ, а по задолженности, образовавшейся после 01.01.2001, пени исчисляются и уплачиваются в
порядке, установленном Налоговым кодексом РФ“.

Таким образом, положения пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса не могут быть распространены на порядок уплаты пеней по страховым взносам в ПФ и Фонды ОМС в спорном периоде. Не могут быть применены и нормы статьи 5 Налогового кодекса об обратной силе закона, поскольку порядок взыскания недоимки и пеней на момент вступления в законную силу Федерального закона N 118-ФЗ установлен непосредственно самим Законом.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что судебные инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установили все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, однако неправильно применили нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение - об отказе ОАО “Строймеханизация N 1“ в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело по первой инстанции.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 06.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 11.02.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N К/У-451/01 (А-1345/03) отменить.

Принять новое решение. В удовлетворении заявленного требования открытого акционерного общества “Строймеханизация N 1“ отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Омской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.