Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2004 N Ф04/2666-1073/А27-2004 В иске о взыскании налоговых санкций за непредставление деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог отказано правомерно, поскольку срок представления деклараций по данному налогу в законодательном порядке не установлен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 17 мая 2004 года Дело N Ф04/2666-1073/А27-2004“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 3 по Кемеровской области на решение от 19.11.2003 и на постановление апелляционной инстанции от 01.03.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11423/2003-6 по заявлению Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 3 по Кемеровской области к некоммерческому партнерству “Инское“ о взыскании налоговых санкций в сумме 1000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 3 по Кемеровской области
обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к некоммерческому партнерству “Инское“ о взыскании налоговых санкций в сумме 1000 руб.

В обоснование заявленных требований налоговый орган сослался на то, что налогоплательщик необоснованно не уплатил в срок налоговые санкции, поэтому они подлежат взысканию в судебном порядке.

Решением от 19.11.2003 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены частично, с некоммерческого партнерства “Инское“ взысканы налоговые санкции в сумме 900 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суд мотивировал данный вывод тем, что сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный фонд не установлены в предусмотренном законодательством порядке, указанный срок в 2002 году не может быть признан установленным, поскольку действие порядка и использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации в исследуемый период приостановлено.

Постановлением от 01.03.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Апелляционная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции относительно отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании налоговых санкций по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшееся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт.

По мнению заявителя, решение суда и постановление апелляционной инстанции необоснованны, так как в соответствии с Законом Российской Федерации N 1759-1 от 18.10.91 “О дорожных фондах в Российской Федерации“, Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации “Об утверждении порядка и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации“ от 23.01.92 N 2235-1 налог на
пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд подлежит уплате ежемесячно до 15 числа следующего за отчетным, то есть законодательно установлен срок предоставления декларации по налогу на пользователей автодорог.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов по делу.

Материалами дела установлено, что в результате камеральной проверки выявлен факт несвоевременного представления некоммерческим партнерством “Инское“ налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу с продаж, по сбору на нужды образовательных учреждений, по налогу на имущество предприятий, по налогу на милицию за различные периоды, а также по налогу на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2003 года.

Решением руководителя налогового органа N 514/177 от 14.03.2003 налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 200 руб. по налогу на добавленную стоимость, 300 руб. по налогу с продаж, 200 руб. по налогу на милицию, 100 руб. по налогу на имущество предприятий, 100 руб. по сбору на нужды образовательных учреждений и 100 руб. по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Направленное налогоплательщику требование N 1966 от 14.03.2003 об уплате налоговых санкций в установленный срок не было исполнено, в связи с чем налоговый орган обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения,
предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Исходя из положений пункта 6 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ не установлен срок представления налоговых деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Закон Кемеровской области от 27.06.1995 N 8-ОЗ “О дорожном фонде Кемеровской области“ также не установил срок представления налогоплательщиком декларации по налогу на пользователей автодорог.

Данный срок определен в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 59 от 04.04.2000.

Исходя из пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Названная инструкция в части установления сроков для представления налоговых деклараций не относится к актам законодательства о налогах и сборах и не может определять элементы налогообложения, не установленные законом.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования о взыскании налоговых санкций за непредставление деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог, арбитражный суд обоснованно указал, что срок представления деклараций по налогу на пользователей автодорог в законодательном порядке не установлен.

Кассационной инстанцией не принимается довод заявителя о Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1
“Об утверждении Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации“, поскольку им установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, а не срок представления налоговой декларации.

При таких обстоятельствах, кассационная инстанция считает правомерным вывод суда о том, что в действиях налогоплательщика при непредставлении в срок налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2002 года отсутствует событие налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял меры к всестороннему и полному исследованию материалов дела, представленных сторонами доказательств, правильно применил нормы материального и процессуального права. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств дела кассационная инстанция в силу положений, изложенных в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеет.

В связи с выше изложенным, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа, поскольку ее доводы были предметом исследования в суде апелляционной инстанции, правовая оценка им дана.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 19.11.2003 первой и постановление от 01.03.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11423/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия.