Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2004 N Ф04/2416-249/А67-2004 Проценты за пользование бюджетными средствами не могут быть признаны налогом или сбором, не относятся к пеням за просрочку уплаты налога, следовательно, взыскание процентов за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся в банках, неправомерно, взыскание указанных процентов должно осуществляться в судебном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 5 мая 2004 года Дело N Ф04/2416-249/А67-2004“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Сибэлектромотор“ (далее по тексту - ОАО “Сибэлектромотор“) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительными требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Томску (далее по тексту - Инспекция) об уплате налогов N 8747 в части включения в него налога на прибыль предприятий в территориальный бюджет в сумме 173892,38 рубля и в федеральный бюджет - 177321,65 рубля и решения N 1445 от 25.10.2003 о взыскании вышеперечисленных сумм
за счет денежных средств, находящихся на счетах в обслуживающих его банках.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Инспекцией необоснованно начислены на дополнительные платежи по налогу на прибыль проценты за пользование бюджетными средствами с момента предоставления права на реструктуризацию. Начисление процентов может производиться только с 18.07.2003, то есть с момента вынесения решения о внесении изменений в решения о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам. Положения письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N АС-6-29/536 от 12.05.2003, на основании которого внесены изменения в решения о реструктуризации, не могут распространяться на период до его принятия, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации нормы, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Поскольку проценты за пользование бюджетными средствами не обладают признаками налога или сбора, закрепленными в статье 8 Налогового кодекса РФ, порядок взыскания, установленный статьями 46, 70 Налогового кодекса РФ, в отношении данных платежей не может быть применен.

Решением арбитражного суда от 22.01.2004 заявление ОАО “Сибэлектромотор“ удовлетворено, требование Инспекции N 8747 и решение N 1454 от 25.10.2003 признаны недействительными в части включения в них ошибочно начисленных сумм по налогу на прибыль предприятий в территориальный бюджет в размере 31450,36 рубля, в федеральный бюджет - 18752,92 рубля, начисленных процентов за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль предприятий в территориальный бюджет за период с 26.12.2001 по 15.09.2003 в сумме 138881,93 рубля, по налогу на прибыль предприятий в федеральный бюджет за период с 21.04.2000 по 15.09.2003 - 158568,73 рубля.

Арбитражным судом доводы заявителя, изложенные в заявлении, признаны обоснованными и основанными на
законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах. Суд пришел к выводу, что недопустимо взыскание процентов за пользование бюджетными средствами в порядке, установленном статьями 46, 70 Налогового кодекса РФ, так как проценты в силу статьи 8 Налогового кодекса РФ не могут быть признаны налогом и сбором, в силу статьи 75 Налогового кодекса РФ не являются пеней. Взыскание неуплаченных процентов за пользование бюджетными средствами должно осуществляться в судебном порядке.

В апелляционном порядке законность решения не проверялась.

Инспекция в кассационной жалобе просит отменить вынесенное по делу решение, так как оно вынесено с нарушением норм материального права.

По мнению налогового органа, на сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль должны быть начислены проценты согласно пункту 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 (далее по тексту - Порядок), с момента предоставления права на реструктуризацию, то есть с 21.04.2000 и с 26.12.2001, поскольку данные платежи являются составной частью налога на прибыль, подлежащего перечислению в бюджет. Основания для освобождения от уплаты процентов действующим законодательством не предусмотрено.

ОАО “Сибэлектромотор“ отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

Как следует из материалов дела, Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Томской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 “О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ предоставлено ОАО “Сибэлектромотор“
право на реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам и по начисленным по налогам пеням и штрафам, о чем вынесено решение N 12 от 21.04.2000.

Решениями от 18.07.2003 Инспекцией внесены изменения в вышеуказанные решения о предоставлении права на реструктуризацию задолженности.

Согласно внесенным изменениям суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, скорректированных на учетную ставку Центрального банка Российской Федерации, исключены из графиков погашения задолженности по пеням и штрафам и включены в состав реструктурированной задолженности по налоговым платежам.

По настоящему спору не оспариваются правомерность исключения из графика погашения реструктурированной задолженности по пеням и штрафам дополнительных платежей и включение их в состав реструктурированной задолженности по налоговым платежам.

В связи с тем, что пунктом 4 указанного выше Порядка от 03.09.99 N 1002 предусмотрено начисление процентов за пользование бюджетными средствами на суммы задолженности по налогам и сборам, Инспекцией на сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль начислены данные проценты.

При рассмотрении арбитражным судом установлено, что в связи с внесенными изменениями в первоначальное решение о реструктуризации налоговым органом начислены проценты за пользование бюджетными средствами за период с 21.04.2000 по 15.09.2003 по решению налогового органа N 12 от 21.04.2000 и за период с 26.12.2001 по 15.09.2003 по решению N 257-р от 26.12.2001.

Проценты, начисленные на суммы дополнительных платежей, перенесенных в график уплаты задолженности по налогам и сборам, включены в требование об уплате налога N 8747.

Требование N 8747 не исполнено в указанный в нем срок, что явилось основанием для вынесения решения N 1454 от 25.10.2003 о взыскании указанных сумм за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках.

Признавая недействительными указанные требование N
8747 и решение налогового органа N 1454, арбитражный суд обоснованно исходил из неправомерности включения процентов за пользование в оспариваемые требование N 8747 (под наименованием пеней) и в решение N 1454 от 25.10.2003 о взыскании данных процентов (под наименованием пеней) за счет денежных средств налогоплательщика.

Взыскание неуплаченных процентов за пользование бюджетными средствами должно осуществляться в судебном порядке. Порядок, установленный статьями 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть применен в этом случае, так как проценты в силу статьи 8 Кодекса не могут быть признаны налогом или сбором и в силу статьи 75 Кодекса не относятся к пеням за просрочку уплаты налога. Данная позиция подтверждена также письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 12.05.2003 N АС-6-29/536.

Вместе с тем кассационная инстанция не согласна с выводом арбитражного суда о неправомерности начисления процентов за пользование бюджетными средствами с момента предоставления права на реструктуризацию, т.е. до внесения изменений в решение о реструктуризации, и исключении сумм дополнительных платежей из состава задолженности по пеням и штрафам, и включении дополнительных платежей в состав задолженности по налогам и сборам.

Судом не дана оценка тому обстоятельству, что дополнительные платежи включались в состав общей реструктурированной задолженности при принятии решения о реструктуризации, а в соответствии с пунктом 3 Порядка от 03.09.99 N 1002 своевременная и полная уплата процентов за пользование бюджетными средствами является одним из условий проведения реструктуризации задолженности по налоговым платежам.

Данный вопрос может быть предметом отдельного судебного разбирательства при взыскании данных процентов в судебном порядке. Вместе с тем указанный вывод суда не повлиял на законность принятого судебного акта и не является
основанием для его отмены исходя из изложенных выше доводов о неправомерности включения процентов в оспариваемые требование и решение налогового органа.

Кассационной инстанцией не принимаются доводы заявителя жалобы о нарушении 3-месячного срока для обращения налогоплательщика в суд, поскольку судом данный срок обоснованно исчислен с момента принятия оспариваемых требования N 8747 и решения N 1454 от 25.10.2003.

С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта по данному делу.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Томской области от 22.01.2004 по делу N А67-11120/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.