Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.03.2004 N Ф04/1585-450/А45-2004 Обслуживание банковских счетов государственного внебюджетного фонда должно осуществляться учреждениями Центрального банка РФ. К договору банковского счета, совершенному с нарушением бюджетного законодательства, применяются положения Гражданского кодекса РФ о последствиях недействительности сделок, так как данный договор является гражданско-правовой сделкой.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 30 марта 2004 года Дело N Ф04/1585-450/А45-2004“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“ в лице Татарского отделения Сибирского банка N 2260 (ответчик), г. Татарск Новосибирской области, на решение от 18.09.2003 и постановление от 01.12.2003 по делу N А45-13934/03-КГ5/4 Арбитражного суда Новосибирской области в лице,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новосибирской области обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к государственному учреждению “Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации“ в лице филиала N 23 (далее - Новосибирское РО ФСС) и открытому
акционерному обществу “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“ в лице Татарского отделения Сибирского банка N 2260 (далее - Сбербанк России) о признании недействительным договора банковского счета N 2 от 29.01.2003.

Решением суда от 18.09.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.12.2003, договор банковского счета от 29.01.2003 N 2 признан недействительным в соответствии с нормами статей 2, 151, 152, 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе Сбербанка России ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов и отказе в иске. По мнению заявителя, суд неправильно истолковал нормы материального права и вынес незаконное решение. Поскольку в силу части 4 статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства государственных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, то счета региональных отделений Фонда социального страхования не могут рассматриваться как счета бюджетов. Поэтому договор банковского счета не подпадает под действие статей 155, 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, заявитель полагает, что суд без оснований не применил статью 846 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепившую обязанность банка по заключению банковского счета, а также применил статью 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. У суда не имелось оснований для признания договора банковского счета ничтожным, так как статьей 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные последствия нарушения бюджетного законодательства.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как видно из материалов дела, между Новосибирским РО ФСС в лице филиала N
23 и Сбербанком России в лице Татарского отделения Сибирского банка N 2260 был заключен договор банковского счета N 2 от 29.01.2003 на открытие и обслуживание счета клиента N 40402810344250100003.

Разрешая спор, судебные инстанции правомерно пришли к выводу о недействительности договора банковского счета и обоснованности исковых требований.

Статьями 13, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные внебюджетные фонды являются участниками бюджетного процесса, поэтому обслуживание их счетов должно осуществляться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “статьи 155“ имеется в виду “статьи 156“.

В силу пункта 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации кредитные организации выполняют функции Банка России по обслуживанию счетов бюджетных организаций в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Арбитражный суд установил и подтверждено материалами дела, что на территории г. Татарска Новосибирской области имеется учреждение Банка России (расчетно-кассовый центр), способное выполнять функции по обслуживанию счетов бюджета, в том числе счетов филиала N 23 Новосибирского РО ФСС.

Кроме того, статьей 23 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации“ осуществление операций с государственными внебюджетными фондами возложено на учреждения Банка России.

Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что в вышеназванных нормах материального права содержится запрет на размещение внебюджетных фондов на договорной основе в коммерческих банках, является правильным.

Перечень применяемых к нарушителям бюджетного законодательства мер, установленный
статьей 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим и предусматривает иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит норм, согласно которым сделки, совершенные с нарушением бюджетного законодательства, могут быть признаны недействительными, и не определяет правовых последствий недействительности таких сделок.

Договор банковского счета, заключенный ответчиками, является гражданско-правовой сделкой.

Констатировав нарушения бюджетного законодательства при заключении этого договора, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили положения статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку сделка не может считаться действительной, если она не соответствует другому законодательству, в данном случае - бюджетному.

При таких обстоятельствах доводы заявителя жалобы суд кассационной инстанции считает несостоятельными и не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 18.09.2003 и постановление от 01.12.2003 по делу N А45-13934/03-КГ5/4 Арбитражного суда Новосибирской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.