Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2004 N Ф04/1273-361/А27-2004 Суд правомерно взыскал с финансового органа муниципального образования сумму задолженности по договору подряда, поскольку по иску, предъявленному к отраслевому органу администрации города, при отсутствии у него денежных средств отвечает собственник имущества должника в лице специального финансового органа, созданного для обслуживания местного бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 15 марта 2004 года Дело N Ф04/1273-361/А27-2004“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления города Новокузнецка (ответчик) на решение от 31.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 05.11.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11342/2002-2 по иску закрытого акционерного общества (ЗАО) “Кузнецкснабсбыт“ к Финансовому управлению города Новокузнецка, третье лицо - Комитет образования и науки Администрации города Новокузнецка,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО “Кузнецкснабсбыт“ обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации города Новокузнецка с привлечением в качестве третьего лица на стороне ответчика
Финансового управления города Новокузнецка о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности Комитета образования и науки Администрации города Новокузнецка в сумме 141000 рублей.

До принятия решения по делу истец уточнил исковые требования и просил взыскать указанную сумму с Администрации города Новокузнецка в лице Финансового управления города Новокузнецка.

Решением от 12.11.2002 исковые требования удовлетворены в заявленном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 20.01.2003 решение отменено, производство по делу прекращено.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 09.04.2003 принятые судебные акты отменил и направил дело на новое рассмотрение.

Определением от 06.05.2003 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет образования и науки Администрации города Новокузнецка.

Арбитражный суд решением от 31.07.2003 взыскал с Финансового управления города Новокузнецка за счет средств муниципальной казны в пользу истца 141000 рублей долга. В иске в отношении Администрации города Новокузнецка отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 05.11.2003 решение оставлено без изменения.

Принятые судебные акты мотивированы тем, что комитет образования и науки является отраслевым органом администрации, следовательно, администрация является собственником имущества должника. Администрация города Новокузнецка как орган муниципального образования не владеет денежными средствами муниципального образования, а Финансовое управление города Новокузнецка создано для обслуживания местного бюджета.

С принятыми судебными актами не согласно Финансовое управление города Новокузнецка, в кассационной жалобе просит решение и постановление отменить полностью и прекратить производство по делу.

Заявитель считает, что основанием для прекращения производства по делу в данном случае является вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.11.2001, которым истцу в иске к Финансовому управлению города Новокузнецка о взыскании субсидиарно 141000 рублей было отказано, задолженность взыскана с Комитета образования и науки Администрации города Новокузнецка в
связи с полным финансированием последнего.

По мнению заявителя, Финансовое управление города Новокузнецка органом местного самоуправления не является, полномочий главного распорядителя средств местного бюджета не имеет, а является органом, обслуживающим местный бюджет.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Кемеровской области от 05.11.2001 по делам N А27-9573/2001-2 и N А27-9574/2001-2, вступившим в законную силу, с Комитета образования и культуры Администрации города Новокузнецка в пользу истца взыскано 141000 рублей долга за работы, выполненные по договорам подряда, выдан исполнительный лист.

В связи с отсутствием у должника денежных средств исполнительное производство прекращено и исполнительный лист возвращен взыскателю.

Обращаясь с настоящими исковыми требованиями, истец указал, что в силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности денежных средств у должника субсидиарную ответственность по его обязательствам должен нести собственник соответствующего имущества.

Принимая судебные акты об удовлетворении исковых требований истца, арбитражный суд пришел к правильному выводу о взыскании задолженности с Финансового управления города Новокузнецка.

Собственником имущества государственных учреждений выступает Российская Федерация либо субъект Российской Федерации, а собственником муниципальных учреждений - муниципальное образование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены
главные распорядители средств федерального бюджета в качестве лиц, выступающих от имени казны Российской Федерации по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.

Согласно пункту 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета признается определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Основное место в числе главных распорядителей средств федерального бюджета занимают министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие финансирование подведомственных им органов и учреждений.

Пунктом 7 статьи 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают специальные финансовые органы.

Как правильно указал суд апелляционной инстанции, Финансовое управление города Новокузнецка создано для обслуживания местного бюджета, следовательно, арбитражный суд в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8, пункт 12, обоснованно удовлетворил исковые требования, обратив взыскание на средства местного бюджета.

Суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным судом не было допущено нарушений норм материального или процессуального права, оснований для их отмены в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Доводы заявителя жалобы не принимаются судом кассационной инстанции во внимание, поскольку были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение от 31.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 05.11.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11342/2002-2 следует оставить без изменения, кассационную жалобу Финансового управления города
Новокузнецка - без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 31.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 05.11.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11342/2002-2 оставить без изменения, кассационную жалобу Финансового управления города Новокузнецка - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.