Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.02.2004 N Ф04/598-71/А27-2004 Требование налогового органа о взыскании пеней признано недействительным, поскольку в нем не указаны сведения, позволяющие проверить обоснованность начисления пеней; доказательства, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием начисления пеней, налоговым органом не представлены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 11 февраля 2004 года Дело N Ф04/598-71/А27-2004“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Кузбассэнерго“ (далее - ОАО “Кузбассэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - Инспекция) N 779 от 11.12.2002.

В обоснование заявленных требований ОАО “Кузбассэнерго“ ссылается на отсутствие в обжалуемом требовании сведений о размере недоимки по налогам, по которым начислены пени, а также ссылки на установленные законодательством о налогах и сборах сроки, за несоблюдение которых начислены пени, что
является нарушением статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением арбитражного суда от 04.06.2003 требования заявителя удовлетворены частично. Признаны недействительным пункты 1, 3 - 7 требования об уплате налога N 779 от 11.12.2002.

Арбитражный суд пришел к выводу, что поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль, налогу на имущество и единому социальному налогу является год, то начисление пеней за нарушение сроков уплаты авансовых платежей является необоснованным.

Постановлением апелляционной инстанции от 24.09.2003 решение от 04.06.2003 изменено, требование Инспекции N 779 от 11.12.2002 признано недействительным в полном объеме.

Арбитражный суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что направленное налоговым органом требование является недействительным, поскольку в нем отсутствуют сведения, перечисленные в статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации, с помощью которых можно проверить обоснованность начисления пеней по налогам. Также Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность начисления пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогам.

Инспекция в кассационной жалобе просит отменить вынесенные по делу судебные акты, поскольку вывод арбитражного суда о том, что начисление пеней производится только в случае наличия недоимки по налогам по окончании налогового периода, противоречит норме статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой пени начисляются в случае неуплаты налога в установленные налоговым законодательством сроки.

ОАО “Кузбассэнерго“ отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Как
следует из материалов дела, Инспекцией 11.12.2002 в адрес ОАО “Кузбассэнерго“ направлено требование N 779 от 11.12.2002 о погашении в срок до 26.12.2002 числящейся за ним задолженности по пеням в общей сумме 7874,27 рубля за несвоевременную уплату налога на прибыль в местный бюджет, целевого сбора на содержание милиции, налога на имущество предприятий, единого социального налога в фонд социального страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования и федеральный бюджет, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленное на выплату страховой части трудовой пенсии.

Налоговым органом в банк, обслуживающий заявителя, направлены инкассовые поручения N N 37887, 37889, 37885 от 29.01.2003 о взыскании в бесспорном порядке с его расчетного счета 5068,78 рубля пеней, начисленных по налогу на имущество, единому социальному налогу в территориальный фонд обязательного медицинского страхования и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии.

Не согласившись с данным требованием, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием признается письменное извещение о не уплаченной в установленный срок сумме налога и соответствующих пеней, которое направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах.

Налоговым органом подтверждается, что на момент направления требования у заявителя отсутствовала недоимка по налогам и сборам. Данное обстоятельство и то, что Инспекцией в нарушение пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в требовании не указаны суммы недоимок и в каком периоде налогоплательщиком допущены нарушения, которые явились основанием для начисления пеней, не позволяют
проверить обоснованность их начисления.

Требование не может быть признано законным, поскольку Инспекцией в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для начисления пеней.

С учетом вышеизложенных обстоятельств и норм права арбитражным судом сделан правильный вывод о несоответствии направленного налогоплательщику требования нормам налогового законодательства.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 04.06.2003 и постановление от 24.09.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2719/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.