Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.01.2004 N Ф04/422-2337/А45-2004 Поскольку железная дорога, нарушая ранее вынесенное предписание антимонопольного органа, возобновила взимание сборов, не предусмотренных нормативными актами, то она правомерно привлечена к административной ответственности за неисполнение законного предписания антимонопольного органа в установленный им срок.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 28 января 2004 года Дело N Ф04/422-2337/А45-2004“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия “Западно-Сибирская железная дорога“ Министерства путей сообщения Российской Федерации (ФГУП “ЗСЖД“ МПС РФ), г. Новосибирск, на решение от 13.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 21.10.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-12415/03-СА12/565,

УСТАНОВИЛ:

ФГУП “ЗСЖД“ МПС РФ обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Новосибирского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства (НТУ МАП РФ) от 03.07.2003 “О наложении штрафа по делу N 76 об административном правонарушении“.

Заявленные требования мотивированы исполнением предписания антимонопольного органа и нарушением порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренного главой 29 КоАП РФ.

Решением суда от 13.08.2003 заявление отклонено.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2003 решение суда оставлено без изменения.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд обеих инстанций установил, что нарушение, выразившееся во взимании сбора “за визу“, документально обосновано. В отношении наложения штрафа в максимальном размере, предусмотренного пунктом 2 статьи 19.5 КоАП РФ, заявитель не указал, какие конкретные обстоятельства не учтены антимонопольным органом при определении размера штрафа, что лишает суд возможности предметно их рассмотреть.

В кассационной жалобе ФГУП “ЗСЖД“ просит отменить судебные акты и принять новое решение. Заявитель жалобы считает, что выводы суда о том, что ФГУП “ЗСЖД“ не исполнило предписание антимонопольного органа от 19.09.2000, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом не установлены вина правонарушителя и неблагоприятные последствия, связанные со взиманием сбора за “визу“. Антимонопольным органом не обосновано применение штрафа в максимальном размере. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока, предусмотренного статьей 28.5 КоАП. В силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при установлении нарушения закона при вынесении обжалуемого постановления (статьи 28.5 КоАП РФ) арбитражный суд должен был принять решение о признании незаконным и отменить оспариваемое решение антимонопольного органа.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Закон РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, а не Закон РФ.

Как следует из
материалов дела, решением НТУ МАП РФ от 19.09.2000 N 32 установлено незаконное взимание ФГУП “ЗСЖД“ сборов, не предусмотренных нормативными документами. Предписанием антимонопольного органа от 19.09.2000 N 27 ФГУП “ЗСЖД“ предписано прекратить нарушение пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, выразившееся во взимании с грузоотправителей, грузополучателей плат, в том числе за визу. ФГУП “ЗСЖД“ предписано исключить незаконные сборы из прейскуранта (прайс-листа) Новосибирского РЦФТО ЗСЖД и прекратить взимание указанных сборов.

Протоколом НТУ МАП РФ N 76 от 23.06.2003 установлено, что указанием ФГУП “ЗСЖД“ ДЦФТОФ-12/27 от 18.02.2003 введен сбор за получение от станции разрешения (визы) на завоз и погрузку груза, взимание которого началось с 01.01.2003.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановлением НТУ МАП РФ от 03.07.2003 на ФГУП “ЗСЖД“ наложен штраф, предусмотренный пунктом 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, в размере пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, что составило 500000 рублей.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой и апелляционной инстанций о правомерном привлечении ФГУП “ЗСЖД“ к административной ответственности по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Факт неисполнения предписания антимонопольного органа от 19.09.2000 N 27 о прекращении взимания с грузоотправителей, грузополучателей платы за визу документально установлен. Указанием ФГУП “ЗСЖД“ от 18.02.2003 N ДЦФТОФ-12/27 был утвержден перечень единых договорных сборов на работы и услуги, выполняемые
предприятиями Западно-Сибирской железной дороги, в пункте 25 которого установлен сбор за получение от станции разрешения (визы) на завоз и погрузку груза. Факт взимания визы подтвержден квитанциями и письмами.

Доводы заявителя кассационной жалобы в части исполнения предписания антимонопольного органа опровергаются материалами дела. Доводы в части исключения из ценовой политики ЗСЖД и прекращения взимания сбора за визу не являются основанием для освобождения лица от административной ответственности.

Вопрос о соответствии административного правонарушения примененному размеру штрафа исследовался судом обеих инстанций и установлено, что ФГУП “ЗСЖД“ не обосновано, какие именно обстоятельства не были учтены антимонопольным органом при определении размера штрафа, что лишает суд возможности дать правовую оценку данным доводам. У кассационной инстанции нет оснований переоценивать данные выводы суда.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о том, что факт нарушения срока составления протокола (статья 28.5 КоАП РФ) не является основанием для признания недействительным постановления административного органа, поскольку это не следует из процессуальных норм КоАП РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 21.10.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-12415/03-СА12/565 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.