Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.12.2004 N Ф08-6172/04-2367 по делу N А32-8498/2004-54/120 Заявление о признании недействительным решения налогового органа о взыскании налогов (сборов), пеней и (или) присужденного штрафа за счет имущества общества удовлетворено правомерно, так как требования об уплате налогов и пени с указанием срока погашения задолженности налогоплательщику направлены не были.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2004 г. N Ф08-6172/04-2367

Дело N А32-8498/2004-54/120

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рудь Г.В., судей Дорогиной Т.Н. (докладчик) и Канатовой С.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества “Санаторий “Родник“ и заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по курорту Анапа, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по курорту Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.07.04 по делу N А32-8498/2004-54/120 (судья Черных Л.А.), установил следующее.

ОАО “Санаторий “Родник“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по курорту Анапа (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 26.11.03 N 91/72 о взыскании налогов (сборов), пеней и (или) присужденного штрафа за счет имущества общества на общую сумму 4 330 389 рублей 36 копеек.

Решением суда от 23.07.04 решение налоговой инспекции от 26.11.03 N 91/72 о взыскании налогов (сборов), пеней за счет имущества общества признано недействительным.

Судебный акт мотивирован тем, что взыскание задолженности по налоговым платежам и пеням за счет имущества произведено налоговым органом с нарушением требований Налогового кодекса Российской Федерации, требования об уплате налогов и пени, перечисленные в решении налоговой инспекции от 26.11.03 N 91/72, не содержат всех необходимых сведений и не вручались налогоплательщику, налоговая инспекция не представила доказательств направления во все банковские учреждения, с которым у общества заключены договоры банковского счета, решений о взыскании налогов (сборов) и пени за счет денежных средств или решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 23.07.04 и принять новый судебный акт.

Податель жалобы указывает, что требования об уплате налогов соответствуют статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации и направлялись обществу заказными письмами; инкассовые поручения, перечисленные в обжалуемом решении были выставлены в ОАО АКБ “Югбанк“, в остальные банки направлены решения о приостановлении операций по счетам; вывод налоговой инспекции об отсутствии средств на счетах налогоплательщика основывается на извещениях Анапского филиала ОАО АКБ “Югбанк“.



Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в связи с неисполнением требований от 31.07.02 N 22865, 09.09.02 N 23071, 17.12.02 N 1009, 07.02.03 N 384, 14.02.03 N 927, 14.02.03 N 928, 07.05.03 N 1608, 16.05.03 N 1765, 21.07.03 N 2203, 21.08.03 N 2788, 23.10.03 N 3525, 24.10.03 N 3615, 11.11.03 N 3728, 20.11.03 N 3798 и неисполнением (частичным неисполнением) инкассовых поручений, налоговая инспекция 26.11.03 приняла решение N 91/72 о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества общества в общей сумме 4 330 389 рублей 36 копеек, в том числе налоги и сборы - 4 117 954 рублей 80 копеек, пени - 212 343 рублей 56 копеек.

Налоговое законодательство детально регламентирует порядок принудительного взыскания задолженности по налоговым платежам.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Согласно статьям 69 и 70 Кодекса требование об уплате налога должно содержать сведения о сроке уплаты налога и должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.

В случае неуплаты налога в установленный срок взыскание налога с налогоплательщиков, являющихся юридическими лицами, производится за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, определенном статьей 46 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 47 Кодекса.

При этом взыскание налога производится по решению налогового органа (решения о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (пункт 2 статьи 46 Кодекса). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (в том числе за счет наличных денежных средств) в соответствии со статьей 47 Кодекса (пункт 7 статьи 46 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя налогового органа путем направления соответствующего постановления судебному приставу исполнителю.

Следовательно, до принятия решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика налоговый орган должен направить требование об уплате задолженности по налогам, принять решение о взыскании задолженности по платежам (указанным в требовании) в бюджет за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, направить в банк инкассовые поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств.

Статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.



Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или направлено по почте заказным письмом.

В судебном акте дан подробный анализ требованиям, указанным в решении от 26.11.03 N 91/72, в результате которого суд пришел к правильному выводу о том, что они не соответствуют положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что налоговым органом нарушена процедура взыскания налогов и пени за счет имущества заявителя, так как требования об уплате налогов и пени от 31.07.02 N 22865, от 09.09.02 N 23071, от 17.12.02 N 1009, от 07.02.03 N 384, от 07.05.03 N 1608, от 16.05.03 N 1765, от 21.07.03 N 2203, от 21.08.03 N 2788, от 23.10.03 N 3525, от 24.10.03 N 3615, от 11.11.03 N 3728, от 20.11.03 N 3798 с указанием срока погашения задолженности налогоплательщику направлены не были.

Материалами дела не подтверждаются доводы налогового органа о выполнении им положений Налогового кодекса Российской Федерации и направлении требований в адрес налогоплательщика в установленном, пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, порядке.

Вывод суда о том, что при вынесении оспариваемого решения от 26.11.03 N 91/72 о взыскании налогов и пени за счет имущества, налоговый орган допустил нарушение требований налогового законодательства, и это является основанием для признания указанных ненормативных актов недействительными, является правильным. Налоговым органом не представлены в полном объеме доказательства отправления налогоплательщику отдельных требований, направление решений о взыскании налогов (сборов) и пени за счет денежных средств или решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, следовательно, налоговой инспекцией не соблюдена процедура бесспорного взыскания налогов (сборов) и пени с налогоплательщика.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.07.04 по делу N А32-8498/2004-54/120 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Г.В.РУДЬ

Судьи

С.А.КАНАТОВА

Т.Н.ДОРОГИНА