Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.12.2004 N Ф08-5123/2004 В соответствии с Федеральным законом “Об обороне“ земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 7 декабря 2004 года Дело N Ф08-5123/2004“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии представителя от истца - общества с ограниченной ответственностью “Нефтегаз“, представителей от ответчиков: Краснознаменного Северо-Кавказского регионального пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации, войсковой части N 2156, в отсутствие Исполнительного комитета города-курорта Геленджика, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Нефтегаз“ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2004 по делу N А32-21022/2003-31/449, установил следующее.

ООО “Нефтегаз“ обратилось в арбитражный суд с иском к войсковой части N 9547
и Краснознаменному Северо-Кавказскому региональному пограничному управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации об устранении препятствий в пользовании земельным участком площадью 11,4 га путем установления реального раздела пользования земельным участком, расположенного в районе Тонкого мыса г. Геленджика.

Решением от 14.04.2004 в удовлетворении требований заявителя отказано со ссылкой на то, что доказательства принадлежности сторонам спорного земельного участка на праве общей долевой собственности не представлены.

В кассационной жалобе ООО “Нефтегаз“ просит решение отменить, иск удовлетворить, мотивируя тем, что на момент заключения договора о совместной застройке спорного земельного участка Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р “О перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации, пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России“ принято не было, поэтому командующий имел право заключать договор о совместном использовании земельных участков; к сложившимся правоотношениям не подлежат применению нормы Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года; орган местного самоуправления принял решение о выделении ООО “Нефтегаз“ спорного земельного участка и разрешил проведение проектно-изыскательских работ; условия договора о совместной застройке обществом выполнены.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители ответчиков просили состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Как видно из материалов дела, 03.10.52 исполнительный комитет Геленджикского районного Совета депутатов трудящихся Краснодарского края принял решение о предоставлении воинской части N 2156 земельных участков специального назначения. 12 июня 1990 года воинской части N 2156 выдан государственный акт о закреплении за ней на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью
36,24 га, в том числе спорного.

21 июля 1993 года и 9 сентября 1994 года стороны заключили договоры о взаимном сотрудничестве по осуществлению застройки, земельного участка (территории бывшего стрельбища), предоставленного воинской части. По условиям договоров ООО “Нефтегаз“ выполняет проект застройки участка, проектирует и строит инженерные сети, производит строительство подъездных путей и благоустройство прилегающей территории. Ответчик в свою очередь выделяет обществу часть территории бывшего стрельбища под строительство собственного жилья.

25 апреля 1995 года администрация г. Геленджика издала постановление о согласовании производства проектно-изыскательских работ ООО “Нефтегаз“ на земельном участке площадью 22,8 га. После согласования проекта предписано отвести земельный участок и заключить договор аренды.

В соответствии со статьей 71 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент заключения договора о совместной застройке земельного участка, в состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов входят земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.

Согласно статье 88 Земельного кодекса РСФСР землями для нужд обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск.

Земельный участок площадью 22,8 га на Тонком мысе г. Геленджика, на котором размещена воинская часть N 2156, предоставлялся в 1952 году для нужд обороны (территория стрельбища).

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона “Об обороне“ земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право распоряжения имуществом принадлежит собственнику имущества. Однако такое согласие не получено.
В компетенцию командующего Кавказским особым пограничным округом право распоряжаться спорным участком не входило.

Довод заявителя кассационной жалобы о согласовании выделения земельного участка с исполнительным комитетом города-курорта Геленджика не может быть принят во внимание, поскольку доказательства, подтверждающие, что земельный участок, на котором расположены объекты оборонного значения, является муниципальной собственностью, не представлены. Изъятие земли у прежнего землепользователя - воинской части и перевод его в иную категорию земель в установленном порядке не производились.

Администрация г. Геленджика не наделена правом распоряжения землями, относящимися к федеральной собственности. Субъектом права государственной собственности на землю до разграничения ее федеральным законом на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность выступает Российская Федерация.

Администрация г. Геленджика вправе распоряжаться земельными участками, отнесенными к собственности города, и как орган местного самоуправления наделена правом распоряжения земельными участками, являющимися государственной собственностью, только в случае делегирования таких полномочий органами власти Российской Федерации.

Исполнение истцом обязательств по договорам также не является основанием для предоставления земельного участка.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2004 по делу N А32-21022/2003-31/449 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.