Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.11.2004 N Ф08-5513/2004-2101А В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 18 ноября 2004 года Дело N Ф08-5513/2004-2101А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в заседании представителя от заявителя - акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации “Гулькевичское отделение N 5161“, в отсутствие Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гулькевичскому району, заявившей ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гулькевичскому району на постановление апелляционной инстанции от 25.08.2004 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9610/2004-33/302, установил следующее.

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации “Гулькевичское отделение N 5161“ (далее - Сбербанк)
обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гулькевичскому району от 23.03.2004 N 32 в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 400 рублей штрафа за непредставление сведений на 8 работников и доначисления единого социального налога в сумме 138723 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 10098 рублей и 27744 рублей штрафа.

Решением суда от 06.07.2004 решение налогового органа признано незаконным в части взыскания недоимки по ЕСН, пени и штрафа, в остальной части требований отказано. Суд исходил из того, что факт непредставления сведений о получении сотрудниками Сбербанка заемных средств по ставке 14,5% годовых в 2001 и 2002 годах - меньшей по отношению к официально действующей ставке банковского кредита - правильно квалифицировано налоговым органом по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2004 решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требований заявителя, решение налоговой инспекции признано недействительным в полном объеме на том основании, что Сбербанк не является налоговым агентом по отношению к лицам, получившим кредит на льготных условиях.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в части признания необоснованным привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела.

В отзыве на жалобу Сбербанк просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на законность постановления суда апелляционной
инстанции.

Представитель Сбербанка в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Сбербанка, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка Гулькевичского отделения Сбербанка N 5161 по вопросу соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2002 по 31.12.2003.

В ходе проверки выявлена, в частности, неполная уплата единого социального налога за 2002 год в сумме 138723 рублей и непредставление сведений на 8 человек, что зафиксировано в акте от 02.03.2004 N 43.

Решением от 23.03.2004 N 32 Сбербанк привлечен к ответственности за указанные нарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявитель, полагая, что привлечен к ответственности необоснованно, обратился в арбитражный суд.

Признавая незаконным решение налоговой инспекции в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция исходила из того, что Сбербанк не уполномочен лицами, получившими кредит, на представление их интересов и не является налоговым агентом в отношении этих лиц. Данный вывод соответствует нормам права.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде. Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

В случае непредставления налоговым агентом в срок,
установленный пунктом 2 статьи 230 Кодекса, в налоговые органы сведений о доходах физических лиц, полученных ими от данного налогового агента в налоговом периоде, и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов налоговый агент подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Из материалов дела видно, что в 2002 году восемь работников Сбербанка получили доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами по кредитам, выданным заявителем по ставке 14,5% в 2001 - 2002 годах.

Обязанность Сбербанка по исчислению, удержанию у указанных налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет налогов с дохода, полученного при изложенной ситуации, не предусмотрена действующим законодательством.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 25.08.2004 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9610/2004-33/302 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.