Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.11.2004 N Ф08-5231/2004-1995А Постановлением Правительства Российской Федерации “О порядке и сроках проведения реструктуризации“ контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам в течение всего срока реструктуризации этой задолженности возложен на налоговые органы. Взыскание неуплаченных процентов за пользование бюджетными средствами должно осуществляться налоговыми органами в судебном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 3 ноября 2004 года Дело N Ф08-5231/2004-1995А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие представителей заявителя - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по курорту Анапа и заинтересованного лица - муниципального унитарного предприятия “Дюйм“, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по курорту Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2004 по делу N А32-15887/2004-48/412, установил следующее.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по курорту Анапа (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к МУП “Дюйм“ (далее - предприятие) о взыскании 12935 рублей процентов за пользование бюджетными средствами.

Решением суда от 05.08.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано с указанием на то, что налоговая инспекция не наделена полномочиями по взысканию спорной суммы задолженности, не являющейся недоимкой по налогу, штрафной санкцией или пеней, ни в бесспорном, ни в судебном порядке.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. Как указывает налоговый орган, предприятие не соблюдало порядок погашения реструктуризированной задолженности, установленный графиком. Данные обстоятельства послужили основанием для отмены решения о реструктуризации задолженности и начисления процентов за пользование бюджетными средствами. Так как в добровольном порядке проценты предприятие не уплатило, налоговая инспекция обоснованно обратилась в суд с заявленными требованиями.

Отзыв на жалобу не представлен.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.



Как видно из материалов дела, на основании решения налоговой инспекции от 25.12.2001 N 46 в отношении предприятия проведена реструктуризация кредиторской задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам на сумму 568300 рублей.

В пункте 2 названного решения предусмотрено начисление процентов в размере 1/10 ставки рефинансирования Центрального банка России, действующей на дату вступления в силу порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, которые подлежат уплате одновременно с погашением соответствующей части задолженности по обязательным платежам в бюджет ежеквартально не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, начиная с 15.03.2002.

Согласно решению предприятие обязано осуществлять платежи в бюджет по погашению реструктуризированной задолженности в соответствии с установленным графиком погашения задолженности.

В нарушение установленных требований предприятие не уплачивало в бюджет текущие налоговые платежи, поэтому налоговая инспекция приняла решение от 11.04.2003 N 15 об отмене ранее принятого решения N 46 о реструктуризации задолженности предприятия и обратилась в суд с требованием о взыскании процентов за пользование бюджетными средствами, начисленных исходя из суммы непогашенной задолженности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что проценты за пользование бюджетными средствами по своей природе не являются ни налогом (сбором), ни пеней, ни штрафом, право на взыскание которых имеет налоговый орган, поэтому налоговая инспекция неправомерно обратилась в суд с заявленным требованием.

В соответствии с порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, проценты за пользование бюджетными средствами из расчета 1/10 годовой ставки рефинансирования Центрального банка России уплачиваются ежеквартально не позднее 15-го числа последнего месяца квартала с сумм задолженности по налогам и сборам. Проценты подлежат начислению исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.

В случае неуплаты начисленных процентов в добровольном порядке производится взыскание процентов. При этом порядок бесспорного взыскания, установленный статьями 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть применен, так как проценты в силу статьи 8 указанного Кодекса не являются налогом или сбором и в силу статьи 75 Кодекса не относятся к пеням за просрочку уплаты налога.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации“ контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам в течение всего срока реструктуризации этой задолженности возложен на налоговые органы по месту нахождения организации.

Следовательно, взыскание неуплаченных процентов за пользование бюджетными средствами должно осуществляться налоговыми органами в судебном порядке.



Данная позиция подтверждена также письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 12.05.2003 N АС-6-29/536 “О некоторых вопросах, касающихся урегулирования задолженности по обязательным платежам“.

В соответствии с пунктом 4 данного письма с сумм задолженности по налогам и сборам уплачиваются проценты за пользование бюджетными средствами, взыскание которых в случае их неуплаты должно осуществляться в судебном порядке.

При таких обстоятельствах суд неправильно применил нормы материального права, что привело к принятию незаконного судебного акта. Данное обстоятельство в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и направления дела на новое рассмотрение, при котором суду необходимо проверить обоснованность начисления взыскиваемых процентов и правильность определения их размера.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2004 по делу N А32-15887/2004-48/412 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.