Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.07.2004 по делу N А44-902/04-С15 Суд правомерно расценил составление ИМНС акта спустя 2 года после обнаружения налогового правонарушения как попытку восстановить пропущенный ею срок для подачи заявления в арбитражный суд о взыскании штрафа и отказал инспекции в удовлетворении указанного заявления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2004 года Дело N А44-902/04-С15“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Валдайскому району Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 12.03.04 по делу N А44-902/04-С15 (судья Пестунов О.В.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Валдайскому району Новгородской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с иском о взыскании с Отдела внутренних дел Валдайского района Новгородской области (далее - ОВД) 5000 рублей штрафа
на основании пункта 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 12.03.04 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, указывая на неправильное применение судом статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция и ОВД о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, ОВД 08.12.01 осуществил постановку на регистрационный учет по месту жительства Ф.И.О. Сведения о постановке Попова О.В. на регистрационный учет по месту жительства представлены ОВД в налоговую инспекцию 21.12.01.

Проверив указанные документы и установив, что они представлены ОВД с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая инспекция пришла к выводу о совершении ОВД правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, о чем составила акт от 06.10.03 N 13.

Решением от 22.10.03 N 13 налоговый орган привлек ОВД к ответственности в виде взыскания 5000 рублей штрафа на основании пункта 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требованием от 24.10.03 N 13 налоговая инспекция предложила ОВД уплатить названную сумму штрафа в десятидневный срок со дня получения решения налогового органа.

В связи с неуплатой ОВД налоговых санкций в добровольном порядке налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических
лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

Согласно пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное несообщение (несвоевременное несообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей. Пунктом 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Отказывая налоговому органу в удовлетворении заявленных требований, суд установил, что налоговая инспекция, привлекая ОВД к ответственности по пункту 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в нарушение пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не указала в решении никаких сведений о ранее имевших место фактах подобных налоговых правонарушений, совершенных ОВД в течение календарного года. Кроме того, суд указал, что налоговой инспекцией пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций, установленный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

В силу статьи 101.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае совершения лицом, не являющимся налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом, нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, составление
соответствующего акта обязательно.

Порядок производства по делам о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, определен в статье 101.1 Налогового кодекса Российской федерации.

В соответствии с пунктом 9 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах в том числе излагаются обстоятельства допущенного нарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства.

Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что налоговая инспекция, привлекая ОВД к ответственности по пункту 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в решении от 22.10.03 N 13 не указала никаких сведений о ранее имевших место фактах подобных налоговых правонарушений, совершенных ОВД в течение календарного года.

В силу пункта 12 статьи 101.1 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований данной статьи Кодекса может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Кроме того, пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возложена на налоговые органы. При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Совершение ОВД налогового правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая инспекция не доказала.

Кроме того, пунктом 1 статьи 115 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций не позднее 6-ти месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Как
разъяснено в пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

При применении указанной нормы необходимо иметь в виду, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях НК РФ предусматривает составление акта (пункт 1 статьи 100 и пункт 1 статьи 101.1).

Однако статья 115 Налогового кодекса Российской Федерации указывает на момент обнаружения и составления акта, а не только на момент составления акта, то есть следует исходить из того, что акт составляется немедленно по обнаружению нарушения.

В рассматриваемом случае налоговое правонарушение - несвоевременное сообщение сведений о регистрации физических лиц по месту жительства в налоговый орган - выявлено Инспекцией в день получения сведений, поданных Администрацией с пропуском установленного срока - 21.12.2001, акт же составлен через два года после обнаружения нарушения.

Суд считает недопустимым пропуск налоговым органом столь значительного срока для взыскания штрафа и расценивает составление такого акта как попытку восстановить пропущенный налоговым органом срок для подачи заявления о взыскании штрафа.

Следовательно, днем обнаружения налоговым органом совершенного ответчиком налогового правонарушения является 21.12.2001. Заявление о взыскании суммы налоговой санкции подано в суд 09.02.2004.

Соответственно,
срок давности взыскания налоговой санкции, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ, пропущен.

Следовательно, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 12.03.04 по делу N А44-902/04-С15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Валдайскому району Новгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

КИРЕЙКОВА Г.Г.