Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.09.2004 N Ф08-3820/2004 В соответствии со статьей “Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения“ Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют юридические лица, собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 6 сентября 2004 года Дело N Ф08-3820/2004“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от истца - общества с ограниченной ответственностью “Новоагро“, в отсутствие ответчика - Министерства имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики и третьего лица - комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Майскому району, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.05.2004 по делу N А20-1766/2004, установил следующее.

ООО “Новоагро“ обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее -
министерство) об обязании заключить договоры купли-продажи земельных участков, расположенных по адресу: Майский район, ст. Александровская, ул. Первомайская, 35 (с учетом уточнения иска).

Решением от 06.05.2004 иск удовлетворен. Судебный акт обоснован тем, что истец как собственник строений обладает исключительным правом на приватизацию земельных участков, на которых расположены указанные строения.

В кассационной жалобе министерство просит решение от 06.05.2004 отменить. Жалоба мотивирована следующим:

- резолютивная часть решения не содержит условий, на которых суд обязал ответчика заключить с истцом договор, что является нарушением статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;

- ООО “Новоагро“ не является собственником объектов недвижимости, находящихся на спорном земельном участке;

- истцом не соблюден досудебный порядок разрешения спора, поскольку проект договора в адрес ответчика им не направлен;

- в резолютивной части решения суд указал единственный кадастровый номер, из которого нельзя установить, что земельные участки, расположенные под недвижимым имуществом истца, имеют единый кадастровый номер.

Изучив материалы дела и выслушав представителя ООО “Новоагро“, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

2 марта 2004 года ООО “Новоагро“ заключило с ООО “АльтДизайн“ договор купли-продажи, по условиям которого ООО “Новоагро“ приобрело в собственность здание главного корпуса (производственного цеха), цех сухого крахмала - литеры В1, В, склад сухого крахмала, модуль, склад цеха - литера Б2, автогараж, стройцех, мехэлектроцех, весовую, навес-склады NN 1, 2, 3, котельную. Право собственности на объекты недвижимости зарегистрировано в установленном порядке.

31 марта 2004 года ООО “Новоагро“ обратилось в министерство с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в собственность. В удовлетворении заявления отказано на том основании, что в настоящее время по вопросу отчуждения имущества ведется
судебное разбирательство и до его окончания оформление права собственности не целесообразно.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение от 06.05.2004 не подлежит отмене как законное и обоснованное.

Как видно из материалов дела, площадь земельных участков под объектами недвижимости, приобретенными ООО “Новоагро“, согласно землеустроительному делу составляет 23657 кв. м.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности строения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.

По смыслу данной нормы право выбора режима землепользования принадлежит владельцу объектов недвижимости.

Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 16.11.2002 N 485 и Правилами распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576, уполномоченным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности на территории Республики, является Министерство имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (правопредшественник ответчика).

Таким образом, у министерства отсутствовали основания для отказа в предоставлении спорных земельных участков в собственность.

Суд обоснованно понудил министерство заключить с ООО “Новоагро“ договор купли-продажи земельного участка, поскольку для ответчика заключение договора обязательно в силу закона (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.

Право собственности истца на объекты недвижимости подтверждено договором купли-продажи и свидетельствами о праве собственности, доказательств обратного заявитель не представил.

Согласно пункту 6 статьи 36 названного
Кодекса исполнительный орган государственной власти в двухнедельный срок со дня поступления заявления о приобретении права на земельный участок готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. При этом, если кадастровая карта отсутствует, исполнительный орган в месячный срок обеспечивает ее изготовление и утверждает проект границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации). Следовательно, указанная норма предполагает обязанность исполнительного органа в случае необходимости выделить каждый земельный участок в натуре, присвоить ему отдельный кадастровый номер.

Положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают обязанности лица, обратившегося с заявлением о предоставлении земельного участка, соблюдать претензионный порядок, поскольку указанная статья предусматривает лишь обязанность уполномоченного органа направить заявителю проект договора с предложением о заключении соответствующего договора.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.05.2004 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-1766/2004 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.