Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.08.2004 N Ф08-3424/2004 По нормам Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ регулирующим органом в делах о банкротстве является определенный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Суд правомерно признал, что у ответчика отсутствовали полномочия по составлению протокола об административных правонарушениях при проведении процедуры банкротства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 9 августа 2004 года Дело N Ф08-3424/2004“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие представителей Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кабардино-Балкарской Республике, Территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Кабардино-Балкарской Республике, извещенных в установленном порядке о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Управления Министерства по налогам и сборам России по Кабардино-Балкарской Республике на решение от 19.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.06.2004 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-4010/2003, установил следующее.

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кабардино-Балкарской Республике (далее -
ИМНС) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия руководителя Территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству РФ по КБР (далее - ТО ФСФО), выраженного в отказе рассмотрения материалов в отношении должностных лиц ОАО “Сельхозтехпром“, ООО ХТТО “Каббалкраспотребсоюз“, ООО “Улар-М“, ООО “Вета“, и о возложении на руководителя ТО ФСФО РФ по КБР обязанности рассмотреть материалы в отношении указанных юридических лиц и принять соответствующие меры в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 19.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2004, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием полномочий у ТО ФСФО РФ по составлению протокола об административном правонарушении в порядке статьи 14.13 КоАП РФ на момент направления ИМНС требования в адрес ТО ФСФО РФ по КБР.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение от 19.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.06.2004 и принять новый судебный акт о признании незаконным бездействия руководителя ТО ФСФО. Заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя налогового органа.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 17.12.2002 ИМНС направлены материалы в адрес ТО ФСФО для инициирования процедуры банкротства в отношении ОАО “Сельхозтехпром“, ООО ХТТО “Каббалкраспотребсоюз“, ООО “Улар-М“, ООО “Вета“. В адрес указанных предприятий и ТО ФСФО инспекция 18.07.2003 направила требования об устранении нарушений в части уплаты обязательных платежей, при этом должникам предлагалось в срок до 25.07.2003 погасить кредиторскую задолженность либо в соответствии
со статьями 8, 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 126-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности.

В письме от 30.07.2003 N 08-05/5702 ИМНС просила ТО ФСФО сообщить о результатах рассмотрения материалов в отношении указанных организаций, в том числе требований о привлечении руководителей юридических лиц к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.13 КоАП РФ.

Письмом от 25.08.2003 N 1-15/781 ТО ФСФО сообщено, что действующим законодательством не предусмотрены полномочия ФСФО России и ее территориальных органов по привлечению к административной ответственности должностных лиц предприятий и организаций.

Обращаясь в суд с заявлением о признании незаконным бездействия руководителя ТО ФСФО, истец обосновал свои требования тем, что ответчик обязан составить протокол об административном правонарушении в силу части 2 статьи 14.13 КоАП РФ, так как руководители предприятий не обратились в суд с заявлением о признании их несостоятельными.

При отказе в удовлетворении заявленного требования судебные инстанции исходили из отсутствия полномочий у ТО ФСФО РФ по составлению протокола об административном правонарушении в порядке статьи 14.13 КоАП РФ на момент направления ИМНС требования в адрес ТО ФСФО РФ по КБР.

Данный вывод является правильным и основанным на нормах права.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. В соответствии с пунктом 10 частью 2 статьи 28.3 протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления. Согласно пункту 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень
должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы ФСФО России издан Приказ от 27.06.2002 N 279 “Об организации работы ФСФО России по реализации Федерального закона “О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“, которым установлен перечень должностных лиц ФСФО России и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ.

В силу статей 2, 29 Федерального закона от 26.10.2002 N 126-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ регулирующим органом в делах о банкротстве является определенный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Полномочия регулирующего органа определены в статье 29 Федерального закона от 26.10.2002 N 126-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Постановлением Правительства от 14.02.2003 N 100 “Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих“ функции регулирующего органа возложены на Министерство юстиции Российской Федерации.

После вступления в действие Федерального закона от 26.10.2002 N 126-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 N 100, Приказом ФСФО России от 04.04.2003 N 29 Приказ от 27.06.2002 N 279 признан утратившим силу.

Таким образом, на момент направления ИМНС в адрес ФСФО требования от 18.07.2003 и письма от 30.07.2003 у ФСФО отсутствовали полномочия по составлению протокола об административных правонарушениях.

При указанных обстоятельствах основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение
от 19.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.06.2004 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-4010/2003 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.