Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.07.2004 N Ф08-2851/04 по делу N А63-1827/2004-С4 Определение суда об оставлении заявления налогового органа о взыскании налоговых санкций без рассмотрения является обоснованным, так как нарушение допущено до возбуждения дела о банкротстве, поэтому требование может быть заявлено в рамках конкурсного производства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июля 2004 г. N Ф08-2851/04

Дело N А63-1827/2004-С4

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Переход И.А., судей Белоусовой Л.В. и Илюшникова С.М., без участия в судебном заседании представителей истца - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам г. Георгиевска, ответчика - сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза “Подкумок“, извещенных в установленном порядке о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам г. Георгиевска на определение от 05.04.04 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-1827/2004-С4 (судья Аксенов В.А.), установил следующее.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам г.
Георгиевска (далее - ИМНС) обратилась в арбитражный суд с иском к СПК колхоз “Подкумок“ (далее - колхоз) о взыскании штрафных санкций за нарушение налогового законодательства в сумме 1 112 915 рублей.

Определением от 05.04.04 иск оставлен без рассмотрения на основании пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что с колхоз признан несостоятельным (банкротом) и с 17.07.03 в отношении его введена процедура конкурсного производства.

В апелляционной инстанции законность определения суда не проверялась.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить определение от 05.04.04, рассмотреть спор по существу и принять судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа, обращение в суд с требованиями о взыскании с налогоплательщика штрафных санкций и рассмотрение требования судом по существу не нарушает прав иных кредиторов. Решение суда о взыскании налоговых санкций, вступившее в законную силу, признает требование установленным и обоснованным, а исполнительный лист, выданный на основе этого решения, не умаляет значения процедуры предъявления требований в реестре кредиторов и не исключает необходимости соблюдения ограничений, возникающих в ходе конкурсного производства. В силу норм Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налоговых санкций производится исключительно в судебном порядке.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 12 часов 30 минут 12.07.04, о чем в соответствии с пунктом 3 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынесено определение от 05.07.04.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ИМНС провела выездную налоговую проверку деятельности колхоза по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах
за период с 01.01.2000 по 30.06.03. По итогам выездной налоговой проверки составлен акт от 12.11.03 N 126. Проверкой установлена неполная уплата налогоплательщиком в период с 2000 г. по первое полугодие 2003 г. налога на добавленную стоимость, налога на землю и неправильное исчисление налогов. Решением от 29.12.03 N 63 колхозу начислены штрафные санкции за нарушение налогового законодательства в сумме 1 112 915 рублей.

В связи с неуплатой штрафных санкций в добровольном порядке ИМНС обратилась в суд с настоящим иском.

Из материалов дела следует, что определением от 17.07.03 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-139/03-С5 удовлетворено заявление ликвидационной комиссии колхоза, он признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

Статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации с особенностями, установленными законодательством о банкротстве.

Пунктом 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что иск подлежит оставлению без рассмотрения в случаях, когда заявленное требование должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.

В соответствии с частью 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.02 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, в том числе об уплате обязательных платежей, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Требования о взыскании финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, в силу части 3 статьи 137 названного Закона учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после
погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Довод ИМНС о возможности взыскания налоговых санкций в исковом производстве согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации подлежит отклонению.

Пункт 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий исключительно судебный порядок взыскания штрафов за нарушения налогового законодательства, указывает на необходимость руководствоваться специальной судебной процедурой взыскания таких санкций.

Судопроизводство в арбитражных судах на основании пункта 2 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов “О судебной системе Российской Федерации“ и “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации не является нормативным актом, определяющим порядок ведения судопроизводства.

Поскольку производство по делам о несостоятельности в силу статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), соблюдение судебного порядка взыскания штрафов за налоговые правонарушения будет выполнено в случае обращения налогового органа с соответствующим заявлением в порядке, определенном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Налоговым органом предъявлено требование о взыскании налоговых санкций за нарушения, допущенные в период до открытия конкурсного производства, в силу этого такое требование не относится к текущим обязательствам, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 126 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве)“ оно может быть предъявлено только в ходе конкурсного производства.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемого определения.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

определение от 05.04.04 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-1827/2004-С4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную
силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.А.ПЕРЕХОД

Судьи

С.М.ИЛЮШНИКОВ

Л.В.БЕЛОУСОВА