Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.07.2004 N А56-35308/03 При новом рассмотрении дела о признании недействительным решения ИМНС о доначислении обществу НДС суду необходимо проверить утверждение инспекции о том, что под видом взимания квартирной платы обществом взимались с населения платежи по реализации коммунальных услуг. Суду также следует оценить, подпадают ли под действие льготы, установленной пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, оказанные обществом услуги по содержанию и обслуживанию жилых домов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 2004 года Дело N А56-35308/03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. А.В., судей Клириковой Т.В., Морозовой Н.А., при участии от закрытого акционерного общества “Трест Ленгазтеплострой“ юрисконсульта Наумовой О.В. (доверенность от 25.12.2003 N 525), главного бухгалтера Румянцевой Т.А. (доверенность от 21.11.2003 N 457), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Санкт-Петербургу заместителя начальника отдела Евдокимовой В.С. (доверенность от 10.03.2004 N 07-40/24), рассмотрев 08.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Санкт-Петербургу на решение от 22.12.2003 (судья Ресовская Т.М.)
и постановление апелляционной инстанции от 14.04.2004 (судьи Бойко А.Е., Исаева И.А., Слобожанина В.Б.) Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-35308/03,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Трест Ленгазтеплострой“ (далее - Общество, ЗАО “Трест Ленгазтеплострой“) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 18.09.2003 N 10/2352 в части взыскания с Общества 34067 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и 228 руб. пеней.

Решением суда первой инстанции от 22.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.04.2004, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление суда и отказать Обществу в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, Общество не представило доказательств получения денежных средств нанимателей за наем жилых помещений. Таким образом, полученные денежные средства являются оплатой содержания и ремонта жилищного фонда и подлежат обложению НДС. Кроме того, Инспекция указывает на то, что в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ (далее - ФЗ РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ) от обложения НДС освобождаются услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов. Дома, обслуживаемые ЗАО “Трест Ленгазтеплострой“, таковыми не являются. Следовательно, льгота по НДС заявлена Обществом неправомерно.

Помимо этого, налоговый орган ссылается на нарушение судом
пунктов 2 и 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, представители Общества просили оставить судебные акты без изменения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление суда подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за май 2003 года и документы, подтверждающие правомерность применения льготы в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Налоговый орган провел камеральную проверку представленных документов, по результатам которой составил акт от 01.09.2003 N 10/58, на основании которого принял решение от 18.09.2003 N 10/2352 об отказе в привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Инспекция доначислила Обществу 34067 руб. НДС и 288 руб. пеней.

В ходе проверки Инспекция установила неправомерное применение заявителем в 2003 году льготы, предусмотренной положениями подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, что привело к неполной уплате Обществом 34067 руб. НДС за май 2003 года.

Общество, не согласившись с указанным решением налогового органа, обжаловало его в арбитражный суд в части взыскания 34067 руб. НДС и 228 руб. пеней.

Удовлетворяя заявленные требования Общества, судебные инстанции исходили из того, что в налоговом законодательстве не содержится определение понятия “предоставление в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности“, в связи с чем заявитель обоснованно расценил оказываемые им услуги как услуги по предоставлению жилья в общежитиях.

Кассационная инстанция считает такой вывод ошибочным, не основанном на правильном применении
норм материального права и не соответствующим имеющимся в деле доказательствам.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации является (признается) объектом обложения НДС.

Реализацией товаров, работ, услуг организацией признается передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (статья 39 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Согласно статье 27 ФЗ РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ вводится в действие с 1 января 2004 года.

До 1 января 2004 года освобождается от обложения НДС реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по обеспечению технического и санитарного состояния в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).

Таким образом, от НДС освобождается плата, взимаемая собственниками или уполномоченными ими лицами за предоставленные в пользование жилые помещения, а также услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемые за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов.

Как следует из материалов дела, Общество в 2003 году оказывало услуги по техническому обслуживанию жилых помещений в городе Санкт-Петербурге по следующим адресам: улица Михайлова, дом 1; улица Севастьянова, дом 5; улица Тамбовская, дом 33; Яковлевский переулок, дом
2 и дом 11.

В обоснование правомерности применения льготы по НДС Обществом представлены Инспекции акты приема-передачи жилых домов, свидетельства о государственной регистрации прав на квартиры, договоры на техническое обслуживание и ремонт приватизируемых квартир, санитарные и технические паспорта, карточки прописки физических лиц, ведомости по начисленной и оплаченной плате за предоставление жилья, платежные квитанции.

Из представленных документов Инспекция установила, что только по двум договорам найма жилых помещений заявленная Обществом льгота по НДС соответствует законодательству (ул. Севастьянова, 5-52; ул. Михайлова, 1-3).

В суд Общество представило документы по проживанию граждан в общежитиях по адресам: Яковлевский переулок, дом 2 и дом 11, которые суд оценил как соответствующие законодательству.

Однако для решения вопроса о правомерности примененной Обществом льготы, предусмотренной положениями подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, необходимо установить достоверность факта оказания заявителем услуг населению по предоставлению жилых помещений в пользование.

Податель жалобы утверждает, что по всем названным адресам, по которым налоговый орган доначислил НДС, под видом взимания квартирной платы с населения взимались платежи по реализации коммунальных услуг. Это обстоятельство судом не исследовалось. Между тем в соответствии с названными нормами права освобождается от НДС только услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемые за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов. В данном случае жилого фонда в домах жилищно-строительных кооперативов Общество не имеет, а по названным адресам договоров найма жилых помещений заявитель Инспекции и суду не предоставил.

Более того, ошибочным является и вывод судебных инстанций относительно отсутствия в законодательстве определения понятия “предоставление в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности“, в связи с
чем, по мнению суда, подлежат применению положения пункта 7 статьи 3 НК РФ.

Федеральным законом от 24.12.92 N 4218-1 (в редакции от 24.12.2002) “Об основах федеральной жилищной политики“ (далее - ФЗ РФ от 24.12.92 N 4218-1) определено понятие жилищного фонда и регулируется порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам.

Согласно статье 1 ФЗ РФ от 24.12.92 N 4218-1 “жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания (в редакции Федеральных законов от 10.02.1999 N 29-ФЗ, от 24.12.2002 N 179-ФЗ).

Договор найма - соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, в пределах нормы жилой площади либо сохраняет право проживания по договору найма нанимателя в жилом помещении независимо от его площади, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и за коммунальные услуги“.

Статьей 13 названного закона предусмотрено, что основанием
для вселения в жилое помещение по договору найма является ордер. Оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 (в редакции от 21.01.2003) предусмотрена структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включающая плату:

за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;

за капитальный ремонт жилищного фонда;

за наем жилья (для нанимателей жилья).

Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.).

При таких обстоятельствах положения пункта 7 статьи 3 НК РФ применены судом неправильно.

При новом рассмотрении суду необходимо проверить утверждение Инспекции о том, что под видом взимания квартирной платы с населения взимались платежи по реализации коммунальных услуг; оценить - подпадают ли под действие льготы, установленной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ и статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, оказанные Обществом услуги по содержанию и обслуживанию жилых домов, после чего принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь статьей 286, подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 14.04.2004 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-35308/03 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

АСМЫКОВИЧ А.В.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

МОРОЗОВА Н.А.