Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.03.2004 N Ф08-1046/2004 Судебные инстанции пришли к правильному выводу: администрации района не принадлежит право сдачи в аренду газопроводов, находящихся в собственности Республики Дагестан.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 24 марта 2004 года Дело N Ф08-1046/2004“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от ответчика - открытого акционерного общества “Даггаз“, в отсутствие представителей прокуратуры Республики Дагестан, ответчика - администрации Дербентского района, третьего лица - Министерства имущественных отношений Республики Дагестан, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Даггаз“ на решение от 01.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 17.12.2003 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-1161/2003-7, установил следующее.

Заместитель прокурора Республики Дагестан (далее - прокурор) обратился с иском к ОАО “Даггаз“ и администрации Дербентского района (далее - администрация) о признании недействительной сделкой
договора аренды от 02.04.2002 N 6-04-0121 и применении последствий недействительности сделки.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство имущественных отношений Республики Дагестан.

Решением от 01.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.12.2003, удовлетворены исковые требования о признании недействительным договора аренды от 02.04.2002 и применении последствий недействительности сделки. Суд первой инстанции обязал ОАО “Даггаз“ возвратить администрации имущество, полученное по акту приема-передачи от 02.04.2002. Суд апелляционной инстанции уточнил, что названное имущество следует возвратить в собственность Республики Дагестан в лице Министерства имущественных отношений.

Судебные акты мотивированы тем, что договор аренды от 02.04.2002 не соответствует требованиям статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд пришел к выводу, что предметом договора аренды являются объекты газоснабжения, построенные за счет средств республиканского бюджета и включенные в реестр государственной собственности Республики Дагестан.

В кассационной жалобе ОАО “Даггаз“ просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций в части удовлетворения исковых требований о признании недействительным договора аренды и применении последствий недействительности сделки. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что переданные по спорной сделке газопроводы являются собственностью Республики Дагестан. ОАО “Даггаз“ утверждает, что факт принадлежности спорного имущества администрации подтверждается соответствующими доказательствами, которые не были предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, считает, что постановление от 17.12.2003 надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, администрацией (арендодатель) и ОАО “Даггаз“ (арендатор) заключен договор от 02.04.2002 N 6-04-0121. По условиям договора арендодатель обязался предоставить арендатору в аренду
на 39 лет объекты газового хозяйства, указываемые в акте приема-передачи. Пунктами 2.3 и 4.2 договора стороны предусматривали, что по истечении срока договора аренды или при досрочной уплате всей суммы арендной платы за 39 лет арендуемые объекты газового хозяйства приобретаются арендатором в собственность. Соглашением от 01.06.2003 стороны исключили названные пункты из содержания договора аренды от 02.04.2002 N 6-04-0121.

По акту приема-передачи от 02.04.2002 администрация передала на баланс ОАО “Даггаз“ газопроводы в границах Дербентского района.

По правовой природе договор от 02.04.2002 является договором аренды, поэтому возникший между сторонами спор подлежит разрешению в соответствии с нормами глав 9 и 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, установили, что переданные по договору аренды газопроводы являются собственностью Республики Дагестан.

Администрация Дербентского района признала, что газопроводы, являющиеся предметом договора от 02.04.2002, не находятся в муниципальной собственности.

ОАО “Даггаз“, в свою очередь, не представило в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке доказательств, опровергающих доводы прокурора и утверждение администрации Дербентского района. Поэтому довод ОАО “Даггаз“ о том, что предметом договора аренды от 02.04.2002 являются также и муниципальные газопроводы, носит предположительный характер и правомерно отклонен судом.

При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу: администрации Дербентского района не принадлежит право сдачи в аренду газопроводов, находящихся в собственности Республики Дагестан.

Таким образом, договор аренды от 02.04.2002 не соответствует требованиям закона и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным.

Постановление апелляционной инстанции от 17.12.2003 принято в соответствии с нормами материального и
процессуального права, поэтому суд не находит оснований для его изменения либо отмены в рамках доводов кассационной жалобы.

Кассационная инстанция взыскивает государственную пошлину с кассационной жалобы с ОАО “Даггаз“.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 17.12.2003 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-1161/2003-7 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с ОАО “Даггаз“ в доход федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в размере 1000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.