Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.03.2004 N Ф08-808/2004 Вывод суда об отсутствии оснований у железной дороги для начисления платы за пользование вагонами не соответствует нормам Транспортного устава железных дорог РФ, поскольку из материалов дела видно, что вагоны, прибывшие в адрес ответчика, за время таможенного оформления находились на путях общего пользования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 16 марта 2004 года Дело N Ф08-808/2004“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от истца - открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северо-Кавказская железная дорога“, представителя от ответчика - общества с ограниченной ответственностью “Укрсоль“, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северо-Кавказская железная дорога“ на решение от 02.12.2003 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-8898/2003-С1-17, установил следующее.

ФГУП “Северо-Кавказская железная дорога“ (в настоящее время филиал ОАО “Российские железные дороги“) (далее по тексту - железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области
с иском к ООО “Укрсоль“ о взыскании 96715 рублей 32 копеек платы за пользование вагонами и 10386 рублей 96 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 31.01.2003 по 21.10.2003 (уточненные требования). Исковые требования обоснованы тем, что согласно статье 44 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации грузополучатель за простой вагонов вносит почасовую плату.

Решением суда от 02.12.2003 в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что железная дорога не доказала факт надлежащего уведомления грузополучателя о прибытии груза. Кроме того, суд сослался на отсутствие вины грузополучателя в нахождении вагонов, прибывших в адрес ответчика, на путях общего пользования и находящихся под таможенным оформлением.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Железная дорога не согласилась с решением суда, обжаловав его в кассационном порядке. Заявитель жалобы просит отменить обжалуемый судебный акт и удовлетворить исковые требования. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что факт уведомления грузополучателя о прибытии груза подтверждается журналом, содержащим все необходимые об этом сведения. Простой вагонов вызван таможенным оформлением переадресовки грузов, прибывших в адрес ответчика, который должен нести ответственность по статье 44 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации. Факт простоя 36 вагонов подтверждается актами общей формы, составленными в соответствии с Правилами составления актов.

В судебном заседании представитель железной дороги поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представитель ООО “Укрсоль“ в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 16.03.2004, до 12 часов 00 мин.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что
кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что в период с декабря 2002 г. по январь 2003 г. в адрес ООО “Укрсоль“ прибыли 45 вагонов с грузом на станцию Таганрог Северо-Кавказской железной дороги. Грузоотправитель обратился к перевозчику с заявлениями о переадресовке прибывших в его адрес грузов на другие станции назначения в порядке статьи 37 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации. В течение таможенного оформления грузов, прибывших в адрес ООО “Укрсоль“, в том числе и оформления переадресовки, вагоны с грузом находились на путях общего пользования станции Таганрог. Согласно накопительным карточкам N 130, N 131, N 132, N 133 железная дорога начислила 175157 рублей 16 копеек платы за пользование вагонами с учетом налога на добавленную стоимость.

Представитель ООО “Укрсоль“ от подписи указанных накопительных карточек отказался, о чем железная дорога 01.02.2003 составила акты общей формы N 45 и N 46.

Железная дорога 14.03.2003 направила ООО “Укрсоль“ претензию о внесении платы за пользование вагонами, которая ответчиком оставлена без ответа.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения железной дороги в суд с настоящим иском.

Выводы суда о неправомерности заявленных требований не соответствуют нормам материального права и сделаны по неполно исследованным фактическим обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора.

При рассмотрении спора суд установил, и это не оспаривается сторонами, что простой вагонов на путях общего пользования произошел в результате таможенного оформления грузов, прибывших в адрес ответчика по международным накладным.

Согласно статье 44 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации за время нахождения у грузоотправителей, грузополучателей вагонов либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей,
грузополучателей, они вносят железным дорогам указанную в тарифном руководстве почасовую плату (плату за пользование вагонами).

В соответствии со статьей 40 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации железная дорога обязана уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способы уведомления устанавливаются начальником железнодорожной станции назначения. Если железная дорога не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от сбора за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.

В силу пункта 1 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте железная дорога обязана уведомить грузополучателя о прибывших на железнодорожную станцию (далее - станция) назначения в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов.

Порядок и способы уведомления о прибывших грузах устанавливаются начальником станции назначения. По предложению грузополучателя может быть установлен иной порядок уведомления. Для уведомления могут использоваться имеющиеся средства связи.

Для обеспечения приема уведомлений грузополучателем определяются ответственные по приему уведомлений лица, фамилии и номера телефонов, факсов, телексов, которые в письменной форме сообщаются начальнику станции.

Передача уведомления одновременно регистрируется на станции в книге уведомлений о прибытии грузов по установленной МПС России форме.

В уведомлении о прибытии груза обязательно проставление даты и времени передачи уведомления.

В материалы дела представлена копия журнала уведомлений, из которой видно, что железная дорога уведомляла грузополучателя о прибывших в его адрес грузах. Кроме того, факт уведомления ответчика также подтверждается направленными им в адрес железной дороги заявками на переадресовку прибывших спорных вагонов.

Согласно статье 37 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации железная дорога по
заявлению грузоотправителя или грузополучателя производит переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или железнодорожной станции назначения. При этом переадресовка груза, находящегося под таможенным контролем, проводится при наличии согласия соответствующего таможенного органа.

Перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществляется по договору перевозки, подписанному перевозчиком и отправителем товаров (пункт 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3.17 Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом (в редакции Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675) издержки железной дороги, связанные с простоем перевозочных средств и хранением груза до принятия решения таможенным органом о выпуске груза, возмещаются грузовладельцем.

Факт нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании приема по причинам, зависящим от грузополучателя, подтверждается актами общей формы, составленными работниками станции Таганрог. Пункт 2.4 Правил составления актов при перевозке грузов на железнодорожном транспорте предусматривает, что для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для начисления платы за пользование вагонами, составляется акт общей формы. В случае отказа от подписания акта общей формы представителем грузополучателя акт общей формы подписывается участвующими в его составлении лицами и в нем дополнительно делается отметка о предъявлении акта общей формы на подпись представителю грузоотправителя, грузополучателя и о его отказе от подписи данного акта. Эта отметка вторично заверяется подписями лиц, участвующих в составлении акта общей формы (пункт 2.5). Представленные в материалы дела акты общей формы составлены в соответствии с указанными нормами.

Кроме того, согласно Правилам переадресовки грузов на железнодорожном транспорте за время простоя вагонов в ожидании переадресовки по независящим от перевозчика обстоятельствам грузоотправителем, грузополучателем вносится плата за пользование вагонами, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации. В случае задержки переадресовки грузов по вине перевозчика плата за пользование вагонами не вносится. Время для начисления платы за пользование вагонами при переадресовке на станции назначения исчисляется с момента получения уведомления грузополучателем о прибытии вагонов на станцию до момента оформления грузополучателем перевозочных документов и оплаты перевозчику всех причитающихся платежей по данной перевозке.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует выяснить обстоятельства прибытия в адрес ООО “Укрсоль“ спорных вагонов на станцию Таганрог СКЖД, наличие уведомлений грузополучателя о прибытии по каждому вагону, исследовать период нахождения вагонов на путях общего пользования по вине грузополучателя, проверить расчет суммы почасовой платы за пользование вагонами, предъявленной ко взысканию, с учетом установленных обстоятельств разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.12.2003 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-8898/2003-С1-17 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.