Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2004 N А56-36077/03 Суд правомерно отказал в удовлетворении заявления об обязании ИМНС возвратить излишне уплаченный налог на пользователей автомобильных дорог, поскольку довод налогоплательщика о том, что с сентября по декабрь 2002 года указанный налог не должен уплачиваться, противоречит действующему законодательству.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2004 года Дело N А56-36077/03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А. и Троицкой Н.В., при участии от открытого акционерного общества “Фольгопрокатный завод“ Сухоребровой А.Г. (доверенность от 29.09.03) и Касиной И.В. (доверенность от 29.09.03), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу Борисовой Е.В. (доверенность от 04.06.04 N 03/11282), рассмотрев 22.06.04 в открытом судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества “Фольгопрокатный завод“ и Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу на решение от 25.12.03 (судья Загараева Л.П.)
и постановление апелляционной инстанции от 16.03.04 (судьи Петренко Т.И., Фокина Е.А., Звонарева Ю.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-36077/03,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Фольгопрокатный завод“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения от 16.07.03 N 10/534 и требования от 25.08.03 N 0309001354 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Инспекция) в части уплаты 279238 руб. 47 коп. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, а также об обязании налогового органа возвратить 2470130 руб. излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год.

Решением суда от 25.12.03 заявление Общества удовлетворено частично, требование Инспекции от 25.08.03 N 0309001354 в части уплаты 279238 руб. 47 коп. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог признано недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 16.03.04 решение суда от 25.12.03 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 25.12.03 в части отказа заявителю в признании недействительным решения Инспекции от 16.07.03 N 10/534 и обязания налогового органа возвратить из бюджета 2470130 руб. излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, указывая на неправильное применение судом норм материального права - статьи 4 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ (далее - Закон N 110-ФЗ), статей 3, 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О
дорожных фондах в Российской Федерации“ (далее - Закон “О фондах“). По мнению подателя жалобы, в период с сентября по декабрь 2002 года у Общества отсутствовала обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог, поскольку в соответствии со статьей 2 Закона N 110-ФЗ названный налог отменен с 29.08.02, в связи с чем 2470130 руб. излишне уплаченного налога подлежат возврату.

В отзыве Инспекция, считая доводы жалобы Общества несостоятельными, просит оставить судебный акт в обжалуемой налогоплательщиком части без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение от 25.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 16.03.04. Инспекция считает, что налогоплательщики на основании итогов реализации продукции (работ, услуг) и продажи товаров обязаны уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа следующего месяца, что предусмотрено инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“ (далее - Инструкция) и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 “Об утверждении порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации“ (далее - Постановление N 2235-1). Следовательно, налоговый орган правомерно начислил Обществу пени.

В отзыве Общество, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы Инспекции, просит оставить судебные акты в обжалуемой налоговым органом части без изменения.

В судебном заседании представители Инспекции и Общества поддержали доводы своих жалоб и отзывов на жалобу другой стороны.

Поскольку решение суда от 25.12.03 постановлением апелляционной инстанции от 16.03.04 оставлено без изменения, кассационная инстанция проверяет законность обоих оспариваемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, Общество на основании деклараций за 9 месяцев 2002 года и 2002 год уплатило
2470130 руб. налога на пользователей автомобильных дорог за сентябрь - декабрь 2002 года, а также 150515 руб. 14 коп. пеней за несвоевременную уплату названного налога, что подтверждается платежными поручениями от 07.04.03 N 820 и от 11.06.03 N 1564.

Налогоплательщик 17.04.03 представил в Инспекцию уточненные декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2002 года и 2002 год. По результатам камеральной проверки представленных деклараций налоговый орган составил акт от 20.06.03 и принял решение от 16.07.03 N 10/534 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ и о взыскании с Общества 2470130 руб. неуплаченного налога.

В требовании от 25.08.03 N 0309001354 Инспекция предложила налогоплательщику в срок до 01.09.03 уплатить 279238 руб. 47 коп. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Общество не согласилось с решением и требованием налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, истолковав положения статьи 2 Закона N 110-ФЗ во взаимосвязи с другими нормами названного Закона и действующего законодательства о налогах и сборах, сделали вывод о том, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, в том числе налог на пользователей автомобильных дорог, исключены из Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (далее - Закон “Об основах“) с 01.01.03.

Кассационная инстанция считает такой вывод судов обеих инстанций правильным.

В соответствии со статьей 2 Закона N 110-ФЗ пункт 1 статьи 20 Закона “Об основах“ дополнен подпунктом “ж“ - транспортный налог. Одновременно из пункта 1 статьи 19 названного закона исключен подпункт “м“
- налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, в том числе налог на пользователей автомобильных дорог.

Названная норма согласно статье 21 Закона N 110-ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Вместе с тем из положений статьи 9 и абзаца второго статьи 21 Закона N 110-ФЗ следует, что статья 5 Закона “О фондах“, предусматривающая уплату налогоплательщиками налога на пользователей автомобильных дорог, утрачивает силу с 01.01.03.

Возникающая в связи с этим неясность относительно момента, с которого отменен налог на пользователей автомобильных дорог, устраняется в результате толкования положений статьи 2 и абзаца первого статьи 21 Закона N 110-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 4, 6, 16, абзаца второго статьи 21 названного Закона и с другими федеральными законами.

Так, статьей 4 Закона N 110-ФЗ установлены особенности исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год налогоплательщиками с различной учетной политикой, а статьей 16 названного закона - сроки и порядок уплаты налога за 2002 год субъектами малого предпринимательства. При этом в статье 4 Закона N 110-ФЗ указано, что моментом определения налоговой базы для исчисления этого налога является 01.01.03.

Основанием для исключения из Закона “Об основах“ налогов, служащих источниками образования дорожных фондов, в том числе налога на пользователей автомобильных дорог, является введение с 01.01.03 транспортного налога в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 НК РФ.

Статья 5 Закона “О фондах“, которой установлен налог на пользователей автомобильных дорог, порядок исчисления и уплаты названного налога, утратила силу с 01.01.03.

Таким образом, правомерен вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что положения статьи 2 Закона N
110-ФЗ вступают в силу с 01.01.03, а налог на пользователей автомобильных дорог в 2002 году исчислялся и уплачивался налогоплательщиками в порядке, установленном Законом “О фондах“ и статьей 4 Закона N 110-ФЗ.

Таким образом, довод Общества о том, что с сентября по декабрь 2002 года налог на пользователей автомобильных дорог не должен уплачиваться, противоречит действующему законодательству, а следовательно, жалоба налогоплательщика не подлежит удовлетворению.

Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций, признавая недействительным требование Инспекции в части взыскания 279238 руб. 47 коп. пеней, посчитали неправомерным начисление пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, поскольку Постановление N 2235-1, которым определялись сроки уплаты налога, приостановлено на 2002 год, а Законом N 110-ФЗ установлен только один срок уплаты этого налога за 2002 год - 15.01.03.

Кассационная инстанция считает выводы судебных инстанций ошибочными.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Статьей 4 N 110-ФЗ установлена обязанность налогоплательщиков уплатить налог на пользователей автомобильных дорог за 2002 год до 15 января 2003 года.

В соответствии с пунктом 2
статьи 5 Закона “О фондах“ сумма налога полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации для целевого использования на финансирование затрат, предусмотренных пунктом 1 статьи 1 названного Закона.

Статьей 2 Закона “О фондах“ предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда определяется федеральным законом. Порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 30.12.99 N 252-34 “О некоторых вопросах налогообложения в 2000 - 2003 годах“ (далее - Закон Санкт-Петербурга) установлено, что уплата налога на пользователей автомобильных дорог производится ежемесячно на основании итогов реализации продукции (работ и услуг) и продажи товаров за истекший месяц до 15 числа следующего месяца. Названная норма введена с 01.01.02.

Учитывая, что налог на пользователей автомобильных дорог полностью поступает в территориальный дорожный фонд субъекта Российской Федерации и Законом Санкт-Петербурга предусмотрен срок уплаты этого налога, налогоплательщик обязан уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в срок, установленный названным Законом. Поскольку Общество нарушило этот срок, Инспекция вправе начислить ему пени.

Таким образом, судебные инстанции неправомерно не применили положения Закона Санкт-Петербурга о сроке уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год. Однако ошибочный вывод судов первой и апелляционной инстанций не привел к принятию неправильного решения и постановления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно
содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В оспариваемом Обществом требовании задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог отсутствует.

Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности их начисления.

Между тем такие сведения в требовании налогового органа отсутствуют. Представители Общества в судебном заседании ссылались на то, что налогоплательщик не имел возможности при отсутствии сведений об основаниях, периоде начисления и ставке пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также размера и сроков уплаты этого налога проверить правильность и обоснованность начисления Инспекцией пеней.

Поскольку решением налогового органа от 16.07.03 Обществу пени не начислены, а указанная в требовании от 25.08.03 сумма пеней не подтверждена расчетами, требование Инспекции в части начисления пеней нельзя признать законным.

При таких обстоятельствах решение суда от 25.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 16.03.04 отмене не подлежат.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 16.03.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-36077/03 оставить без изменения, а кассационные жалобы открытого акционерного общества “Фольгопрокатный завод“ и Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи

ЛОМАКИН С.А.

ТРОИЦКАЯ Н.В.