Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.11.2004 N А65-13337/04-СА1-19 Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления о взыскании налоговых санкций, т.к. налоговый орган в своем решении не указал обстоятельства, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком правил учета доходов и расходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 11 ноября 2004 года Дело N А65-13337/04-СА1-19“

(извлечение)

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Татарстан (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Коллективному предприятию “Новый Путь“ (далее - Предприятие) о взыскании налоговых санкций в размере 15000 руб.

Решением суда от 27.07.2004 в удовлетворении заявления Инспекции отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.09.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, указывая на неправильное применение судом норм материального
права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, Предприятием совершено грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, в связи с чем не имеется возможности проверить правильность определения облагаемых оборотов для исчисления налога на добавленную стоимость.

Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.

Как видно из материалов дела, Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка Предприятия по вопросам правильности исчисления налога на добавленную стоимость за декабрь месяц 2003 г.

По результатам проверки Инспекция приняла решение N 29 от 19.04.2004 о привлечении Предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа в соответствии с п. 2 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета.

Поскольку требование N 274 от 19.04.2004 о добровольной уплате сумм налоговых санкций оставлено без исполнения, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об их взыскании.

Отказывая в удовлетворении требований Инспекции, судебные инстанции пришли к выводу, что налоговым органом в порядке, установленном в Законе, не зафиксировано событие налогового правонарушения, предусмотренного ст. 120 Кодекса, в связи с чем оснований для взыскания штрафа по решению Инспекции не имеется.

Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.

Согласно п/п. 3 п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (или расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Исполнение данной обязанности связано с условиями исчисления налоговой базы. Пунктом 1 статьи 54 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе
данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Таким образом, бухгалтерский учет является основой налогового учета, в результате которого определяются основные показатели и данные для составления деклараций, расчетов и других документов.

В соответствии с п. 3 ст. 169 Кодекса налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 120 Кодекса под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 Кодекса понимается отсутствие первичных документов, отсутствие счетов-фактур, отсутствие регистров бухгалтерского учета, систематическое (два или более раза в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Исходя из положений ст. 120 Кодекса понятие “грубое нарушение“ включает: нарушение порядка составления отчетности; нарушение порядка организации бухгалтерского учета (то есть отсутствие системы отражения на счетах бухгалтерского учета осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций в соответствии с общими методологическими принципами бухгалтерского учета); нарушение порядка ведения учета (то есть нарушение правил отражения хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах); нарушение порядка обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета (то есть невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по документированию хозяйственных операций и хранению бухгалтерских документов); нарушение порядка составления отчетности.

В своем решении Инспекция не указала, на каких счетах бухгалтерского учета и в какой отчетности несвоевременно и неправильно отражены хозяйственные операции, денежные средства, материальные ценности, нематериальные активы и финансовые вложения Предприятия.

Из описания правонарушения - “ведется главная книга, журналы-ордера, книга покупок, книга продаж
не на должном уровне“ - невозможно определить и зафиксировать событие налогового правонарушения, предусмотренного ст. 120 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 109 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности при отсутствии события налогового правонарушения.

В соответствии с п. 6 ст. 108 Кодекса обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Судебная коллегия считает, что Инспекция в своем решении не указала обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Предприятием правил учета доходов и расходов, в связи с чем оснований для привлечения к налоговой ответственности по п. 2 ст. 120 Кодекса не имеется.

Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, проверив законность обжалуемых по делу судебных актов, считает, что арбитражные суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о неправомерности требований Инспекции. Обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.07.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.09.2004 по делу N А65-13337/04-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.