Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.09.2004 по делу N А65-4434/04-СА1-32 В удовлетворении заявления налогового органа о взыскании налоговых санкций за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога на доходы физических лиц отказано, т.к. суд пришел к выводу об отсутствии в действиях ответчика состава указанного правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 30 сентября 2004 года Дело N А65-4434/04-СА1-32“

(извлечение)

Инспекция Министерства Российской Федерации по Кировскому району г. Казани (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью “Арита-М“ (далее - Общество) о взыскании 5393 руб. налоговых санкций.

Решением суда от 19 апреля 2004 г., оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 13 июля 2004 г., в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявление Инспекции. По мнению заявителя кассационной жалобы, нарушение порядка
уплаты налога, установленного п. 7 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), должно расцениваться как неправомерное неперечисление сумм исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц и влечь налоговую ответственность по ст. 123 Кодекса.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы кассационной жалобы и просила отменить принятые по делу судебные акты.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 29 июля 2003 г. по 14 ноября 2003 г., о чем составлен акт N 172 от 3 декабря 2003 г.

В акте проверки Инспекция установила, что Общество, удерживая налог на доходы физических лиц у работников своего обособленного подразделения АГЗС, расположенного в Кировском районе г. Казани по ул. Горьковское шоссе, перечисление сумм удержанного налога в нарушение п. 7 ст. 226 Кодекса производило по месту нахождения головной организации в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Казани.

По результатам проверки Инспекция приняла решение N 179 от 29 декабря 2003 г. о привлечении Общества к налоговой ответственности по ст. 123 Кодекса за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в сумме 5393 руб. Кроме того, Обществу было предложено уплатить доначисленный налог на добавленную стоимость в сумме 26965 руб. и пени в размере 2534 руб.

В связи с неуплатой налоговых санкций в срок, указанный в требовании N 5 от 19 января
2004 г., Инспекция обратилась в арбитражный суд.

Отказывая во взыскании налоговых санкций, судебные инстанции исходили из того, что налог в местный бюджет Обществом уплачен, в связи с чем в действиях Общества состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 Кодекса, отсутствует.

Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.

Согласно п/п. 1 п. 3 ст. 24 Кодекса налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги.

Согласно п. 7 ст. 226 Кодекса налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влечет ответственность по ст. 123 Кодекса.

При этом в силу ст. 106 Кодекса для целей применения ответственности должно быть подтверждено, что неперечисление подоходного налога имело место в результате виновного противоправного нарушения налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в рассматриваемом случае перечисление сумм налога на доходы физических лиц, удержанного у работников обособленного подразделения, Общество осуществляло по месту нахождения головной организации, то есть с нарушением требований п. 7 ст. 226 Кодекса.

Однако несоблюдение порядка перечисления Ф.И.О. городских районов не может расцениваться как неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, и повлечь ответственность по ст. 123 Кодекса, поскольку оно
не привело к неуплате самого налога. Последствия указанного нарушения должны быть устранены путем уплаты налога через соответствующий орган федерального казначейства.

Судебные инстанции обоснованно указали, что налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации не выделяют в отдельные структуры местного бюджета уровни городских районов.

Таким образом, установленные судом фактические обстоятельства дела исключают возможность привлечения Общества к налоговой ответственности по ст. 123 Кодекса на основании ст. ст. 106, 108, 109 Кодекса.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют законодательству и материалам дела, отмене не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный уд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19 апреля 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 13 июля 2004 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-4434/04-СА1-32 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.