Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 09.09.2004 по делу N А57-4766/03-16-5 Вычеты налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 9 сентября 2004 года Дело N А57-4766/03-16-5“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Завод автотракторных запальных свечей“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Саратовской области (далее - Налоговая инспекция) о признании недействительными решений Инспекции N 896/3 от 18 апреля 2003 г., N 891/3 от 18 апреля 2003 г. и требований N N 14-18/831-305, 14-18/830-305.

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Саратовской области обратилась к
Обществу со встречным заявлением о взыскании штрафных санкций по решению N 896/3 от 18 апреля 2003 г. в размере 52615 руб.

Решением суда от 16 марта 2004 г. заявленные Обществом требования удовлетворены, в удовлетворении встречных исковых требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 23 июня 2004 г. решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить требования Инспекции. По мнению заявителя кассационной жалобы, при производстве экспорта товаров налогоплательщик, не представивший необходимые документы в соответствии со ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации в течение 180 дней, не имеет права на налоговые вычеты на основании п. 3 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на несостоятельность доводов Инспекции и просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.

Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.

Как следует из материалов дела, Налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка Общества по налогу на добавленную стоимость по налоговым декларациям за январь - декабрь 2002 г. по экспортным сделкам.

По результатам проверки налоговым органом вынесено:

решение N 896/3 от 18 апреля 2003 г. о привлечении Общества к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 52615 руб., предложено уплатить недоимку налога на добавленную стоимость в сумме 569193 руб. за период с января по август 2002 г. и пени 40275 руб.;

решение N 891/3 от 18 апреля 2003 г. об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и уплате недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 314263 руб.
за период с сентября по декабрь 2002 г. и пени 9371 руб.

На основании указанных решений налоговым органом были выставлены требования N 14-18/831-305 и N 14-18/830-305 по состоянию на 18 апреля 2003 г.

Налоговый орган в обоснование своих решений указал, что Обществом необоснованно произведены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость из бюджета в январе - августе 2002 г., в связи с чем налог на добавленную стоимость был занижен на сумму 569193 руб., а также занижена налоговая база по налогу на добавленную стоимость в сентябре - декабре 2002 г. на сумму 314263 руб.

Не согласившись с вынесенными решениями и требованиями об уплате налога, Общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п. 9 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров на экспорт моментом определения налоговой базы по ним является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренный ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Если по истечении 180 дней с даты выпуска товаров таможенными органами в режиме экспорта налогоплательщик не представил документы, подтверждающие фактический экспорт, указанные операции по поставке товаров подлежат налогообложению в порядке ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации и по ставкам (10% или 20%), по которым товары облагаются в России. На 181 день после таможенного оформления начисленный налог на добавленную стоимость должен быть уплачен в бюджет, после чего налог на добавленную стоимость по экспортным поставкам предъявляется к вычету на условиях ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что фактический экспорт был Обществом произведен, однако в нарушение ст. 165 Налогового
кодекса Российской Федерации и по истечении 180 дней истец не представил ответчику необходимый пакет документов, в связи с чем на общих основаниях уплатил налог на добавленную стоимость в размере 20% стоимости продукции и заявил о налоговых вычетах в порядке п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как обоснованно указал арбитражный суд, существующая форма налоговой декларации для экспортеров, утвержденная Приказом МНС РФ N БГ-3-03/338, состоит из двух разделов:

раздел 1 - расчет суммы налога по операциям при реализации товаров, применение налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждено;

раздел 2 - расчет суммы налога по операциям при реализации товаров, применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено. При этом показатели первого раздела не зависят от показателей второго раздела.

Следовательно, организация, не представившая в налоговый орган в установленный срок необходимый пакет документов по экспортной операции, не имеет права на “нулевую“ ставку налога на добавленную стоимость и, следовательно, не заполняет раздел 1 декларации. Одновременно организация становится плательщиком налога на добавленную стоимость по общеустановленным ставкам и должна заполнить раздел 2 декларации, который предусматривает осуществление вычетов “входного налога на добавленную стоимость“ по экспортным операциям, не подтвержденным соответствующими документами.

Проанализировав обстоятельства по делу, приобщенные к делу документы, а также ст. ст. 164, 165, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к закономерному выводу об ошибочности позиции налогового органа, утверждавшего о том, что при производстве экспорта товаров налогоплательщик, не представивший необходимые документы в соответствии со ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации в течение 180 дней, не имеет права на налоговые вычеты на основании п. 3 ст. 172 Налогового кодекса Российской
Федерации.

Вычетам в соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, в том числе и для перепродажи.

Согласно п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Указанные требования налогового законодательства Обществом выполнены в полном объеме: Общество уплатило налог на добавленную стоимость поставщикам при приобретении ТМЦ и уплатило в бюджет при реализации своей продукции на экспорт, в связи с чем у налогового органа отсутствовали законные основания для доначисления налога на добавленную стоимость пени и привлечения Общества к налоговой ответственности.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16 марта 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 23 июня 2004 г. Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-4766/03-16-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.