Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 03.09.2004 N А12-10129/04-С32 Банк России обслуживает счета бюджетов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 3 сентября 2004 года Дело N А 12-10129/04-С32“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Волгоградской области, г. Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2004 по делу N А 12-10129/04-С32

по иску Прокурора Волгоградской области в защиту государственных и общественных интересов к Муниципальному учреждению здравоохранения “Детская поликлиника N 31“, г. Волгоград, Открытому акционерному обществу “АКБ “КОР“, г. Волгоград, третьи лица: Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центробанка РФ по Волгоградской области, г. Волгоград, Департамент финансов Администрации г.
Волгограда, г. Волгоград, о признании недействительным договора,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения “Детская поликлиника N 31“, Открытому акционерному обществу “АКБ “КОР“, третьи лица: Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центробанка РФ по Волгоградской области, Департамент финансов Администрации г. Волгограда, - о признании недействительным договора N 1688 на ведение банковского счета в рублях Российской Федерации от 28.05.2002, заключенного между ответчиками, и применении последствий недействительности сделки путем обязания Открытого акционерного общества “АКБ “КОР“ закрыть бюджетный счет.

Решением от 09.06.2004 суд в иске отказал.

В апелляционном порядке законность и обоснованность указанного решения не проверялись.

В кассационной жалобе истец просит принятый судебный акт отменить как не соответствующий нормам материального права, заявленный иск удовлетворить.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу был объявлен перерыв до 03.09.2004.

Проверив в соответствии со ст. 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает его подлежащим отмене, иск - подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Согласно материалам дела, 28.05.2002 Открытое акционерное общество “АКБ “КОР“ и Муниципальное учреждение здравоохранения “Детская поликлиника N 31“ заключили договор N 1688 на ведение банковского счета в рублях, в соответствии с которым первому ответчику в коммерческом банке были открыты бюджетные счета N N 40206810900000160031, 40206810200007160077, банк обязался принимать и зачислять на счет денежные средства, а также выполнять распоряжения ответчика о перечислении и выдаче денежных средств со счета.

Иск основан на том, что указанный договор не соответствует требованиям п. 2 ст. 155 и п. 2 ст. 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в силу ст. 168
Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что понятие “счета бюджета“ раскрыто в ст. ст. 40, 216, 218, 219, 227, 238, 242, 287 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Первый ответчик в силу ст. ст. 161, 162, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации и учредительных документов является бюджетным учреждением и получателем средств бюджета.

В связи с изложенным суд пришел к выводу, что бюджетный счет, открытый по договору N 1688 от 28.05.2002 не является счетом бюджета, а является счетом получателя средств бюджета, на который перечисляются денежные средства со счета бюджета.

Вывод суда первой инстанции о том, что открытый на основании оспариваемого договора N 1688 от 28.05.2002 бюджетный счет не является счетом местного бюджета применительно к понятию счета бюджета, как счета, на который зачисляются все поступающие доходы соответствующего (в данном случае - местного) бюджета, и осуществляются все расходы бюджета (ст. 216 Бюджетного кодекса РФ), является правильным. В соответствии с Положением ЦБР от 18.06.97 N 61 “Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации“, действовавшим до 05.12.2002, для учета средств местных бюджетов на счетах органов, исполняющих местный бюджет, в банках открываются пассивные счета за N 40204.

Однако суд первой инстанции не дал правовой оценки характеру и назначению открытого ответчиками на основании оспариваемого договора счета.

На банковских счетах N 40206, к которым относятся открытые на основании оспариваемого договора счета, подлежат учету средства местных бюджетов, выделенных распорядителям бюджетных средств, каковым Муниципальное учреждение здравоохранения “Детская поликлиника N 31“, в силу ст. 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не является.

В соответствии со ст. 216 Бюджетного
кодекса РФ, устанавливающей принцип единства кассы, осуществление всех расходов бюджета производится с единого счета бюджета. Данный счет, в соответствии с ч. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ, подлежит открытию в Банке России, конституционность данного положения подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. N 12-П.

В соответствии со ст. 11 ФЗ РФ от 25.09.97 N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в РФ“ бюджетный процесс в муниципальном образовании, которым является г. Волгоград, осуществляется в соответствии с положением о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании, разрабатываемом представительными органами местного самоуправления в соответствии с общим принципами бюджетного процесса, установленными Федеральными законами и Законами субъекта РФ.

Согласно ст. 113 Положения о бюджетном процессе в г. Волгограде, которой на Департамент финансов Администрации г. Волгограда возложены функции кассиров всех получателей и распорядителей бюджетных средств и осуществление платежей от имени и по поручению бюджетных организаций. Той же нормой предусмотрено осуществление всех расходов со счета бюджета города и установлен запрет на осуществление операций в процессе исполнения бюджета города, минуя счет бюджета города. Статья 114 Положения о бюджетном процессе в г. Волгограде устанавливает принцип исполнения бюджета города с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в Департаменте финансов г. Волгограда для каждого распорядителя и получателя бюджетных средств.

Более того, Постановлением Администрации г. Волгограда от 17.04.2002 N 292, утвердившим Временный порядок финансирования расходов бюджета города при автоматизированной системе казначейского исполнения бюджета (п. 1.2), предписано закрытие бюджетных счетов распорядителей бюджетных средств бюджета города, открытых в ОАО “АКБ “КОР“.

Таким образом, оспариваемый договор противоречит требованиям ст. ст. 215, 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации и
в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой.

В соответствии с п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения, в связи с чем требование прокурора о применении последствий недействительности сделки подлежит удовлетворению.

На основании изложенного коллегия считает обжалуемое решение незаконным, принятым с неправильным применением норм материального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2004 по делу N А 12-10129/04-С32 отменить, иск удовлетворить.

Признать договор N 1688 на ведение банковского счета в рублях Российской Федерации от 28.05.2002, заключенный между Муниципальным учреждением здравоохранения “Детская поликлиника N 31“, г. Волгоград, и Открытым акционерным обществом “АКБ “КОР“, г. Волгоград, недействительным.

Обязать Открытое акционерное общество “АКБ “КОР“, г. Волгоград, закрыть бюджетные счета N N 40206810900000160031, 40206810200007160077, открытые на основании договора N 1688 от 28.05.2002.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.