Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.08.2004 N А57-5600/03-5 Право налогоплательщика на вычет сумм налога, предъявленных ему по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, возникает с конкретной даты - первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию, и не зависит от фактического начисления им амортизации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 5 августа 2004 года Дело N А57-5600/03-5“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Саратовнефтепродукт“ (далее - ОАО “Саратовнефтепродукт“) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области о признании недействительным ее решения от 24.04.2004 N 71/07 в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 4705505 руб., пени в сумме 133306 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 941101 руб. и штрафа по п. 1 ст.
126 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 3400 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.04.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2004, заявление удовлетворено, решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 24.04.2003 N 71/07 о привлечении к налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах ОАО “Саратовнефтепродукт“ признано недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 4705505 руб., пени в сумме 133306 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 941101 руб.; привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 3400 руб. (3850 руб. - 450 руб.) за непредставление в налоговый орган документов.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области просит отменить судебные акты в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 4705505 руб. за январь 2003 г., пени в сумме 133306 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 941101 руб. В обоснование жалобы указывается, что основные средства введены в эксплуатацию в декабре 2002 г., начисление на них амортизации осуществлялось с февраля 2003 г. Следовательно, по мнению налогового органа, у Предприятия право на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость появилось только с этого момента.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.

Из материалов дела усматривается, что
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области провела камеральную проверку налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость ОАО “Саратовнефтепродукт“ за январь 2003 г.

По результатам проведения проверки 24.04.2003 принято решение N 71/07 о привлечении ОАО “Саратовнефтепродукт“ к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В обоснование своего решения Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области ссылается на то, что налогоплательщиком - ОАО “Саратовнефтепродукт“ - не представлены в налоговый орган для проведения камеральной налоговой проверки документы в количестве 77 шт. Указанное правонарушение влечет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ, на общую сумму 3850 руб. Кроме того, в нарушение ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за январь 2003 г. необоснованно завышены налоговые вычеты на общую сумму 7880545 руб., в том числе по строке 363 “сумма налога по приобретенным товарам, работам, услугам для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления“ на 4705505 руб., по строке 430 “суммы налога, уплаченные налогоплательщиком по принятым к учету товарам, работам, услугам, в том числе основным средствам и нематериальным активам, включенные ранее налоговые вычеты и подлежащие восстановлению“ на сумму 3175040 руб., тем самым, по мнению налогового органа, нарушена ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации, и соответственно, сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет, занижена на 7880545 руб.

Удовлетворяя требования налогоплательщика, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п. 5 ст. 172 Налогового кодекса Российской
Федерации вычеты сумм налога, указанных в абз. 1 п. 6 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абз. 2 п. 2 ст. 259 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.

Следовательно, право налогоплательщика на вычет сумм налога, предъявленных ему по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, возникает с конкретной даты - первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию, и не зависит от фактического начисления им амортизации.

Вычеты сумм налога, указанных в абз. 2 п. 6 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, в соответствии со ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

Вероятно, имелся в виду пункт 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с п. 1 ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления)
при исчислении налога на прибыль организаций.

Арбитражным судом сделан правомерный вывод о том, что указанные нормы Налогового кодекса Российской Федерации подтверждают право налогоплательщика на произведение вычетов.

Суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов. Указанные нормы не связывают право налогоплательщика произвести зачет налогов с моментом приобретения права собственности на оплаченные и принятые к учету основные средства и счетом, на котором учтены эти средства.

Приобретенные истцом основные средства приняты к учету, и с этого момента у него возникло право на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость и специального налога, уплаченных продавцу.

Арбитражный суд нашел установленным, что основные средства введены в эксплуатацию в декабре 2002 г. (акт ввода в эксплуатацию) и поставлены на учет в это же время.

При таких обстоятельствах правовых оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.

Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.03.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 26.05.2004 по делу N А57-5600/03-5 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.