Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 08.06.2004 по делу N А65-23538/03-СА1-19 При декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта требование таможенным органом представления зарегистрированных в налоговых органах счетов-фактур либо справок налоговых органов, подтверждающих факт производства экспортируемых товаров, противоречит нормам таможенного и налогового законодательства и не влечет за собой оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 8 июня 2004 года Дело N А65-23538/03-СА1-19“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Закрытого акционерного общества “Внешнеторговая компания “КАМАЗ“, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,

на решение от 12.01.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 18.03.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-23538/03-СА1-19

по заявлению Закрытого акционерного общества “Внешнеторговая компания “КАМАЗ“, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, к Татарстанской таможне, г. Казань, о признании незаконным и отмене Постановления по делу об административном правонарушении N 10404000-821/2003 от 12.11.2003,

УСТАНОВИЛ:



Решением от 12 января 2004 г. Арбитражного суда Республики Татарстан в удовлетворении заявления Закрытого акционерного общества внешнеторговая компания “КАМАЗ“, г. Набережные Челны, к Татарстанской таможне о признании незаконным и отмене Постановления по делу об административном правонарушении N 10404000-821/2003 от 12.11.2003 отказано.

Данное решение суд обосновал тем, что обжалуемое Постановление о наложении административного взыскания вынесено с учетом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и норм таможенного законодательства.

Постановлением от 18.03.2004 апелляционная инстанция того же суда указанное решение оставила без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, считает возможным удовлетворить кассационную жалобу, поскольку Арбитражный суд Республики Татарстан рассмотрел данное дело без учета требований п. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в соответствии с контрактом N 398/40096783-20154 от 4 апреля 2002 г. Закрытым акционерным обществом “ВТК “КАМАЗ“ произведено таможенное оформление запасных частей к автомобилям КАМАЗ по государственной таможенной декларации N 10404060/251002/0002591, экспортируемых в адрес ТОО “БИПЭК - ЦЕНТР КАМАЗ“, Республика Казахстан.

Как видно из Постановления по делу об административном правонарушении от 12.11.2003, Таможней в целях таможенного оформления были запрошены у истца счета-фактуры продавца экспортируемого товара с отметкой налогового органа.

Письмом от 27.09.2002 на имя начальника Набережно-Челнинского таможенного поста заявитель обратился с просьбой разрешить ему таможенное оформление экспортируемых грузов без предоставления запрошенных документов и дал обязательство представить документы в двух месячный срок с 27.09.2002 по 27.10.2002.

Поскольку счета-фактуры были представлены заявителем в таможенный орган с нарушением срока, истец привлечен к административной ответственности по ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере сорока минимальных размеров оплаты труда.

Согласно совместному Приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 830/БГ-3-06/299 от 21.08.2001 “Об усилении налогового контроля при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта“ установлено, что при помещении товаров под таможенный режим экспорта декларантом представляются для таможенных целей в таможенный орган копии счетов-фактур, полученных собственником от продавца товара с отметкой о регистрации данных копий в налоговых органах по месту постановки на учет организаций-собственников экспортируемого товара.



Эти копии подписывают руководитель и главный бухгалтер собственника экспортируемого товара и заверяются печатью организации.

Между тем Налоговый кодекс Российской Федерации и Таможенный кодекс Российской Федерации не обязывают при таможенном оформлении товара представлять счета-фактуры продавца товара с регистрацией их в налоговых органах, а ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень данных, которые указываются в счете-фактуре.

Совместный Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 830/БГ-3-06/299 от 21.08.2001 законодательным актом не является.

Более того, Государственный таможенный комитет Российской Федерации письмом от 29.12.2003 N 01-06/50834 сообщил о несоответствии совместного Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.08.2001 N 830/БГ-3-06/299 “Об усилении таможенного и налогового контроля при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта“ положениям Таможенного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 174 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу Российской Федерации документов, необходимых для таможенных целей.

Регистрация счетов-фактур в налоговых органах не является обстоятельством, решающим вопрос о перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации, так как факт такой регистрации или отсутствие ее не влекут за собой изменение сведений в самом счете-фактуре, которые необходимы для проведения таможенного контроля.

С учетом изложенного при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта требование представления таможенным органам зарегистрированных в налоговых органах счетов-фактур либо справок налоговых органов, подтверждающих факт производства экспортируемых товаров, противоречит нормам таможенного и налогового законодательства и не влечет за собой оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает в действиях заявителя состава административного правонарушения, а следовательно, и оснований для привлечения его к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12 января 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 18 марта 2004 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-23538/03-СА1-19 отменить, кассационную жалобу Закрытого акционерного общества “Внешнеторговая компания “КАМАЗ“, г. Набережные Челны, удовлетворить.

Постановление Татарстанской таможни по делу об административном правонарушении N 10404000-821/2003 от 12.11.2003 признать незаконным и отменить.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.