Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 13.05.2004 N А49-10307/03-166А/11 Сумма авансового платежа по ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 13 мая 2004 года Дело N А 49-10307/03-166А/11“

(извлечение)

Сельскохозяйственный производственный кооператив “Россия“ обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Пензенской области N 6302 от 25.06.2003 в части доначисления единого социального налога в сумме 131395 руб. 85 коп., пеней в сумме 5755 руб. 14 коп. и штрафа в сумме 26279 руб. 17 коп.

Решением арбитражного суда от 10.02.2004 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном порядке решение суда первой инстанции не обжаловалось.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Пензенской области просит решение отменить, в удовлетворении искового заявления СПК “Россия“ отказать.



Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки налоговой декларации СПК “Россия“ по единому социальному налогу за 2002 г. и акта сверки расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 г. налоговый орган обнаружил наличие разницы между суммой примененного налогового вычета по единому социальному налогу и суммой уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которая составила 131395 руб. 85 коп. Данную разницу налоговый орган на основании п. 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации признал занижением суммы единого социального налога.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки Межрайонной инспекцией по налогам и сборам N 6 по Пензенской области вынесено решение от 25.06.2003 N 6302 о привлечении СПК “Россия“ к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 26279 руб. 17 коп. (131395 руб. 85 коп. х 20%). Заявителю предложено уплатить неуплаченную сумму единого социального налога в размере 131395 руб. 85 коп. и начисленные пени за несвоевременную его уплату в размере 5755 руб. 14 коп.

Вывод арбитражного суда об отсутствии оснований для привлечения СПК “Россия“ к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату единого социального налога в результате его занижения в связи с превышением суммы начисленных страховых взносов (налогового вычета) над суммой уплаченных страховых взносов судебная коллегия считает правильным.

Как следует из буквального содержания абз. 4 п. 3 ст. 243 Кодекса, занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате в бюджет, признается превышение суммы примененного налогового вычета над суммой фактически уплаченного страхового взноса за тот же период.

Согласно положениям абз. 2 п. 2 ст. 243 Кодекса сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Правомерность исчисления заявителем суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 г. налоговый орган не ставит под сомнение, как не оспаривает и его права на применение налоговых вычетов по единому социальному налогу. Данных о занижении заявителем налоговой базы по единому социальному налогу, за исключением уменьшения сумм налога на сумму начисленных страховых взносов, налоговым органом не представлено и в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод, что в действиях налогоплательщика, который правомерно на основании Закона применил при исчислении суммы единого социального налога налоговый вычет на сумму начисленных за тот же период страховых взносов, отсутствует событие и состав какого-либо налогового правонарушения, под которым в силу ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие), за которое Кодексом установлена ответственность.

Вместе с тем вывод суда об отсутствии у налогового органа правовых оснований для начисления налога и пени нельзя признать основанным на Законе.

По мнению суда, ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации содержит неустранимые противоречия, в результате которых в конечном счете налогоплательщик фактически лишается права на применение в данном отчетном (налоговом) периоде налогового вычета на сумму начисленных, но неуплаченных страховых взносов, а их фактическая уплата в последующие периоды не дает ему права в соответствии с правилами абз. 2 п. 2 ст. 243 Кодекса уменьшить сумму единого социального налога (сумму авансового платежа по налогу) в указанные периоды на сумму фактически уплаченных страховых взносов начисленных, в том числе, и за предыдущие периоды. Кроме того, налогоплательщик будет обязан уплатить одну и ту же сумму дважды - как доначисленный единый социальный налог, так и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также дважды может быть привлечен к ответственности - как за неуплату единого социального налога, так и за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что по сути приводит к двойному взысканию и не соответствует как действующему законодательству о налогах и сборах, так и законодательству об обязательном пенсионном страховании.



Между тем при соблюдении налогоплательщиком требований Закона такая ситуация возникнуть не может. Согласно п. 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15 числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 настоящего Кодекса.

В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 настоящего Кодекса.

Таким образом, в течение отчетного периода налогоплательщик не лишается права на применение налоговых вычетов на сумму начисленных страховых взносов, и по окончании отчетного периода у него есть выбор - уплатить взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации или доплатить единый социальный налог. Следовательно, о двойном налогообложении в данном случае речь идти не может.

Судебная коллегия не может также согласиться с утверждениями суда о том, что налогоплательщик будет лишен возможности учесть в текущем отчетном периоде сумму фактически уплаченных страховых взносов за предыдущий период. Закон такого ограничения не содержит, и в таких случаях подлежат применению, как следует из ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога. Положения п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, на которые сослался суд, к спорным отношениям неприменимы, поскольку при соблюдении налогоплательщиком требований Закона никаких неясностей и противоречий в ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации не содержится.

При таких обстоятельствах решение в части признания недействительным решения налогового органа о начислении налога и пени подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.02.2004 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А 49-10307/03-166А/11 о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Пензенской области N 6302 от 25.06.2003 в части начисления СПК “Россия“ 131395 руб. 85 коп. единого социального налога и 5755 руб. 14 коп. пени отменить. В удовлетворении заявления СПК “Россия“ в этой части отказать. В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.