Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.03.2004 N А57-317/03-19 Финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате потребленного газа, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, и является строго целевым.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 23 марта 2004 года Дело N А 57-317/03-19“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва,

на решение от 23.10.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 15.01.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А 57-317/03-19

по иску Открытого акционерного общества “Саратовоблгаз“ в лице Треста “Ртищевомежрайгаз“, г. Ртищево Саратовской области, к Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, Управлению Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Саратовской области, г. Саратов, Министерству финансов Саратовской области, г.
Саратов, о взыскании 3304 руб. 12 коп.,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Саратовоблгаз“ обратилось с иском к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области о взыскании 3304 руб. 12 коп. убытков, образовавшихся при предоставлении гражданам, проживающим на территории Турковского района Саратовской области, льгот по оплате газа в соответствии с Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ в течение 2000 г.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.10.2003 с Казны РФ в лице Министерства финансов РФ в пользу истца взыскано 3304 руб. 12 коп. убытков за период с 01.01.2000 по 31.12.2000. В иске к Управлению Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Саратовской области, Казне Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 15.01.2004 решение оставлено без изменения.

Судебные акты мотивированы тем, что в оспариваемый период механизм предоставления льгот и порядок их возмещения нормативно не был урегулирован федеральным законодателем, в связи с чем средства из федерального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.96 N 506 выделены не были. На основании ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ убытки, причиненные бездействием федеральных государственных органов, подлежат взысканию с Казны РФ в лице Министерства финансов РФ.

В кассационной жалобе заявитель - Министерство финансов Российской Федерации, г. Москва - просит решение и Постановление отменить, ссылаясь на то, что целевые бюджетные средства на финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот “чернобыльцам“, законодательно в составе федеральных бюджетов на 2000 г. и 2001 г. утверждены не были, что было вызвано объективными причинами -
недостаточностью финансовых ресурсов у государства. Трансферты до 2002 г. не имели целевого характера. Однако согласно письму Минфина РФ от 22.04.2002 N 10-5-11/2-7 средства на компенсацию указанных льгот с 1997 г. по 2001 г. учитывались в базе расчетов при определении финансовой помощи (трансферты) регионам из фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Проверив законность решения и Постановления в соответствии со ст. ст. 274, 286 АПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, истец в период с 01.01.2000 по 31.12.2000 предоставил льготы в размере 50% по оплате потребленного газа гражданам, проживающим на территории Турковского района Саратовской области в соответствии с Законом РФ от 15.05.91 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“. В результате у истца образовались убытки в сумме 3304 руб. 12 коп., что подтверждается списками получателей льгот, заверенными управлением социальной защиты населения Турковского района, счетами-фактурами и не оспаривается ответчиками.

Согласно ст. 5 указанного Закона финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. При этом Правительству РФ предписывалось установить порядок компенсации организациям независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, расходов, связанных с реализацией Закона.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ N 506 от 24.04.96 “О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с указанным Законом, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, и является строго целевым. Финансирование должно производится Главным
Управлением федерального казначейства МФ РФ ежемесячно, путем перечисления денежных средств в распоряжение органов федерального казначейства в субъектах РФ. Однако порядок компенсации организациям указанных расходов Правительством РФ установлен не был.

В результате бездействия Правительства РФ, выразившегося в неисполнении возложенной на него Законом обязанности по установлению порядка компенсации расходов организаций, предоставляющих льготы, истцу причинены убытки, которые обоснованно, в соответствии со ст. ст. 125, 126, 1069, 1071 ГК РФ, взысканы с Казны РФ в лице Министерства финансов РФ.

Ссылка заявителя на письмо Заместителя руководителя Департамента Министерства финансов РФ от 22.04.2002 N 10-5-11/2-7 о том, что средства на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам “чернобыльцам“ с 1997 г. по 2001 г. учитывались в базе расчетов при определении финансовой помощи (трансферта) регионам, является необоснованной.

Из указанного письма следует, что трансферты до 2001 г. не имели целевого характера.

Доказательств целевого направления средств на компенсацию указанных льгот в составе финансовой помощи (трансферта) Саратовской области в 2000 г. в материалах дела не имеется. В этой связи в иске к Казне Саратовской области в лице Минфина Саратовской области отказано правомерно.

Доводы заявителя о том, что отсутствие финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот “чернобыльцам“, произошло по причине недостаточности финансовых средств для обеспечения реализации всех законодательных актов, установивших бюджетные обязательства, не могут быть приняты во внимание, поскольку на истца как на коммерческую организацию не может быть возложено бремя расходов по реализации Федеральных законов. Законодателем данное бремя возложено на федеральный бюджет, средства которого в соответствии со ст. 214 ГК РФ являются составной частью Казны РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.10.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 15.01.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А 57-317/03-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.