Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2004 N А06-698-17/03 В удовлетворении иска об истребовании имущества отказано правомерно в связи с истечением срока исковой давности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 марта 2004 года Дело N А06-698-17/03“

(извлечение)

Комитет имущественных отношений Астраханской области, истец по делу, обратился в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Министерству имущественных отношений РФ, Территориальному управлению Министерства имущественных отношений РФ по Астраханской области, ответчики по делу, с привлечением третьих лиц: Фонда государственного имущества Астраханской области, Открытого акционерного общества “ССЗ им. К.Маркса“, об истребовании имущества - 25,5% обыкновенных акций ОАО “Судостроительный завод им. К.Маркса“ - из чужого незаконного владения и об обязании Министерства имущественных отношений оформить передаточное распоряжение 25,5% обыкновенных акций
ОАО “Судостроительный завод им. К. Маркса“ на истца.

В соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Фонд государственного имущества Астраханской области, ОАО “Судостроительный завод им. К.Маркса“ и Министерство имущественных отношений РФ.

В ходе судебного заседания истец изменил исковые требования и просил признать право собственности Астраханской области на пакет обыкновенных акций, составляющих 25,5% уставного капитала ОАО “Судостроительный завод им. К.Маркса“.

Решением от 13 октября 2003 г., оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 9 декабря 2003 г., в иске отказано.

При этом суд исходил из того, что ответчик в судебном заседании до вынесения судом решения заявил о применении истечения срока исковой давности, полагая, что срок исковой давности истек 13.05.97. Истец знал о нарушении своего права 13.05.94, то есть на момент утверждения плана приватизации Астраханского судостроительного завода им. К.Маркса, которым было установлено закрепление 38% обыкновенных акций в федеральной собственности. О данных обстоятельствах свидетельствует факт утверждения плана приватизации, а также факт проведения приватизации ОАО “Судостроительный завод им. К.Маркса“ Комитетом по управлению государственным имуществом Астраханской области.

Наличие обстоятельств, свидетельствующих о перерыве течения срока исковой давности, истцом не приведены и судом не установлены.

Постановлением Правительства РФ от 24.05.94 N 514 пакет акций ОАО “ССЗ им. К.Маркса“ в размере 38% закреплялся в федеральной собственности (приложение N 1), который в дальнейшем уменьшен до 25,5% от уставного капитала.

На момент предъявления рассматриваемых требований распоряжение Госкомимущества РФ от 13.05.94 N 1023-р, решение о приватизации Завода истцом не обжалованы.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, иск удовлетворить.

Кассационная жалоба мотивирована тем, что Комитет имущественных отношений Астраханской области был создан Постановлением Главы Администрации области N 27 от 29.01.2002, течение срока исковой давности начинается не ранее указанной даты. Согласование плана приватизации Судостроительного завода им. К.Маркса нельзя отождествлять с моментом начала течения срока исковой давности.

Иск предъявлен к надлежащему ответчику.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильное применение норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения от 13 октября 2003 г. и Постановления апелляционной инстанции от 9 декабря 2003 г. в силу следующего.

Суд при проверке судебного акта исходит из положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ и доводов кассационной жалобы.

В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 19 августа 1993 г. N 1267 принятие решения о приватизации предприятий оборонных отраслей промышленности, выполняющих государственный заказ, не могло осуществляться территориальными агентствами (комитетами) Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом.

Постановлением Правительства РФ от 24.05.94 N 514 в целях обеспечения государственных интересов по обороноспособности страны в послеприватизационный период был утвержден перечень государственных предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, преобразуемых в акционерные общества, пакет акций которых в размере 38% закреплялся в федеральной собственности (приложение N 1). В данном перечне предприятий был указан, среди прочих, Астраханский судоремонтный завод им. К.Маркса.

Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 13 мая 1994 г. N 1023-р (л. д. 135, т. 1) в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, указами Президента РФ от 01.07.92 N
721, от 16.11.92 N 1392, от 26.07.93 N 1108 разрешена приватизация Открытого акционерного общества “Астраханский завод им. К.Маркса“ путем преобразования в акционерное общество открытого типа с последующей продажей его акций.

Данным Распоряжением предусмотрено закрепление в федеральной собственности 38% акций создаваемого акционерного общества.

Комитет по управлению госимуществом Астраханской области решением от 13.05.94 N 563 утвердил план приватизации Астраханского судостроительного завода им. К.Маркса, которым предусматривалось закрепление в федеральной собственности 38% акций (л. д. 24 - 33, т. 1).

Согласно п. 4 ст. 4 Закона РФ “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ“ решения Госкомимущества России, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для всех органов государственного управления и местной администрации.

Комитет РФ по управлению государственным имуществом, издавая распоряжение от 13.05.94 N 1023-р, действовал в пределах его компетенции.

Таким образом, право собственности Российской Федерации на акции в размере 38% уставного капитала ОАО “Судостроительный завод им. К.Маркса“ возникло в соответствии с действовавшими на момент приватизации нормативными актами.

В дальнейшем на основании Постановления Правительства РФ от 18.09.95 N 949 “О перечне акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны, закрепленные в федеральной собственности, акции которых не подлежат досрочной продаже“ находящийся в федеральной собственности пакет акций ОАО “Астраханский судостроительный завод им. К.Маркса“ в размере не 38%, а лишь 25,5% уставного капитала был определен как неподлежащий досрочной продаже.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ Комитет по управлению госимуществом Астраханской области распоряжением от 30.10.95 N 57 внес изменения в план приватизации Астраханского судостроительного завода им. К.Маркса, предусмотрев закрепление в федеральной собственности 25,5% от уставного
капитала.

В соответствии со ст. ст. 195 и 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности установлен в три года.

Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются Гражданским кодексом и иными законами.

Суд правильно применил положение ст. 200 ГК РФ, определяя начало течения срока исковой давности, поскольку приватизация ОАО “Судостроительный завод им. К.Маркса“ производилась органом управления Астраханской области - Комитетом по управлению государственного имущества Администрации Астраханской области - в 1994 г.

Судом обоснованно указано, что не имеет правового значения факт создания Комитета имущественных отношений Администрации Астраханской области в 2002 г., поскольку речь идет о нарушении права субъекта Российской Федерации.

Ненормативные правовые акты органов управления Российской Федерации и Астраханской области по вопросу приватизации ОАО “Судостроительный завод им К.Маркса“ не законными не признавались.

При таких обстоятельствах дела обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13 октября 2003 г. и Постановление апелляционной инстанции от 9 декабря 2003 г. Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-698-17/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия.